По данным газеты «Ведомости», высший арбитражный суд (ВАС) и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) по-разному поняли закон о доступе иностранцев в стратегические отрасли. Чиновники вывели из-под действия закона российские компании, имеющие «сестер» за рубежом, но суды пока с ними не согласны.
В правительство внесен пакет поправок в закон о доступе иностранцев в стратегические отрасли, освобождающий их от необходимости согласовывать с правительственной комиссией получение акций в результате обязательной оферты: в целом документ согласован с заинтересованными ведомствами. По поправкам достаточно уведомить ФАС об установлении контроля над предприятием. Одобрение сделки потребуется, только если покупатель акций стратегической компании напрямую аффилирован с иностранным инвестором.
Пока поправки не приняты, мнение чиновников по проблеме разошлось с судебной практикой. 30 июля тройка судей ВАС отказалась пересматривать решения нижестоящих судов в пользу ООО «Корес инвест» (группа «Синтез»), вынесенные по жалобе 49 миноритариев ТГК-2. Назвавшись иностранным инвестором, «Корес инвест» смог сэкономить около 15 млрд руб., отказавшись выкупить по оферте акции миноритариев. Но в конце августа ФАС решила, что «Корес» не является иностранным инвестором.
Из-за разногласий исполнительной и судебной властей образовалась правовая неопределенность: неясно, нужно ли российской компании, косвенно аффилированной с иностранной, согласовывать сделку по приобретению контроля над стратегическим обществом. ФАС может освободить инвестора от согласования сделки, она будет осуществлена, а суд потом признает ее недействительной.
ВАС может изменить свою позицию. 1 сентября тройка судей согласилась рассмотреть жалобу еще двух миноритариев ТГК-2: Deutsche Bank AG и Clearstream Banking. В сумме они предъявили к выкупу 26% акций ТГК-2 более чем на 9 млрд руб., но проиграли спор «Коресу» в трех инстанциях.
Заняв разные позиции по проблеме, ФАС и арбитражные суды осложнили жизнь всем крупным российским компаниям, говорит юрист сырьевого холдинга: у каждой в группе есть с десяток иностранных фирм. Он надеется, что правительство форсирует принятие поправок в закон, а пересмотр позиции суда считает маловероятным.