Законопроект Минэкономики об изменении процедуры финоздоровления предприятий будет переписан по настоянию банкиров. Каким образом будет пересмотрен предлагаемый механизм, решится до конца года. Но уже сейчас ясно — обкатывать его будут на системообразующих предприятиях, что бизнесмены считают чересчур рискованным шагом для экономики.
О том, что в пятницу у первого вице-премьера Игоря Шувалова прошло совещание по доработке законопроекта о санации компаний, рассказали "Ъ" несколько источников. В нем участвовали представители Минэкономики и Минфина, Госдумы, ФАС и крупнейших банков. Первая версия проекта была опубликована Минэкономики в июле, однако она не устроила как кредиторов, так и должников. По итогам совещания банкирам удалось убедить представителей правительства переработать проект, после чего он будет внесен в Госдуму и принят в первом чтении до конца года. "Идет совершенствование законодательства в сфере банкротства с целью расширения практики применения процедур финансового оздоровления,— заявил "Ъ" представитель секретариата Игоря Шувалова.— Совещание прошло в режиме балансировки интересов кредиторов и должников. Рабочей группе замглавы Минэкономики Николая Подгузова поручено в течение ближайших недель доработать проект при участии банков и ведущих юристов в области банкротства".
Ключевых претензий к текущей версии проекта у банкиров было две. "Первое — это полное отсутствие у кредиторов права участвовать в составлении и контроле за исполнением плана финансового оздоровления (ПФО),— говорит зампред правления Альфа-банка Владимир Сенин.— Законопроект предусматривает, что ПФО составляет сам должник, и если суд устраивает его концепция, то он утверждается". Второе — чрезмерно длинный, по мнению банкиров, срок санации (пять--восемь лет). В условиях волатильности экономики делать адекватные прогнозы развития компании на такой срок невозможно, и речь может идти о двух годах, считает господин Сенин. Но такое сокращение не устраивает бизнес. "Минимальные сроки оздоровления должны быть не менее трех-четырех лет",— уверен менеджер, участвовавший в процедурах финансового оздоровления нескольких промышленных холдингов.
Этим пожелания банкиров не ограничились. По словам источников "Ъ", они предложили формировать ПФО не только под своим контролем, но и неаффилированных внешних управляющих, которые выбирались бы путем голосования из предварительно сформированного экспертного пула. "В очередной раз поднимался вопрос о том, чтобы привлечь к процессу финоздоровления компаний Агентство по страхованию вкладов (АСВ) и его "дочку" --"Российский капитал"", говорят два участника совещания. Летом правительство рассматривало вариант наделения АСВ функцией системного агента по реструктуризации задолженности системообразующих предприятий.
Банкиры хотели бы получить право отстранять не только руководство пошатнувшейся компании, но и ее собственников, причем еще на этапе процедуры наблюдения (когда принимается решение о дальнейшей судьбе компании), чего сейчас проект не позволяет. Бизнес категорически против. "В таких условиях у банков появляется возможность еще на этапе наблюдения "раздербанить" компанию или перевести ее в состояние банкротства",— сетует собеседник "Ъ" из бизнес-сообщества.
Предложения еще будут фильтроваться рабочей группой. Но уже сейчас решено обкатывать их на системообразующих компаниях. "С учетом значимости предлагаемых изменений было поддержано предложение Минэкономики распространить действие закона на первом этапе только на стратегически значимые предприятия",— сообщил "Ъ" Николай Подгузов.
Подобные предложения уже сейчас кажутся компаниям рискованными, так как ошибки в случае с системообразующими предприятиями могут стоить дорого. "Таким механизмом могут воспользоваться не только российские, но и международные банки-кредиторы, а это означает переход таких активов под иностранный контроль",— опасается собеседник "Ъ" из бизнес-сообщества. Сейчас из стратегических предприятий серьезная долговая нагрузка есть, например, у "Мечела" (не может договориться о реструктуризации около $1,3 млрд из $6,3 млрд долга со Сбербанком), НПК "Уралвагонзавод" (чистый долг составлял летом около 80 млрд руб.), авиакомпании "ЮТэйр" (долг с учетом лизинга — около 168 млрд руб.) и "Стройгазконсалтинга" (долг свыше 60 млрд руб.), которые также ведут переговоры о рефинансировании и реструктуризации долгов с кредиторами. В этих компаниях отказались от комментариев.