ЦБ придумал новый способ борьбы с теневым владением банками через подставных лиц. Таких лиц он объединит в группу — по сути, по критерию их действий в интересах одного теневого бенефициара. А группа лиц, в отличие от отдельных миноритарных владельцев, подлежит совершенно иному регулированию — со всеми возможными согласованиями, запретами и отстранениями от управления банками. Риски произвола есть всегда, но задумка хорошая, считают эксперты.
О том, как Банк России намерен изменить ситуацию с теневым владением банками с помощью подставных лиц, доли между которыми раздроблены в размере, не требующем согласования ЦБ (до 10%), на Международном финансовом конгрессе рассказал зампред Банка России Михаил Сухов. В настоящее время регулятор работает над поправками, расширяющими права ЦБ по применению мотивированного суждения. В частности, регулятор намерен распространить его как раз на владение банками через группы подставных лиц.
По словам господина Сухова, их регулятор намерен объединять в группы лиц, подлежащих согласованию. По факту это так и есть — все они действуют в интересах теневого бенефициарного владельца. Объединять их в группу ЦБ будет на "основании поведения акционеров, согласованного голосования, тех комментариев, которые они дают о взаимоотношениях с банком, и т. п.", пояснил Михаил Сухов. Доли лиц из группы считаются совместно, а значит, при превышении 10-процентного порога ЦБ сможет предъявить к ним стандартные требования: по финансовому состоянию, деловой репутации — вплоть до запрета на вклады и отстранения от управления.
В Банке России рассчитывают, что показывать реальные средства за подставными фигурами теневому собственнику будет невыгодно — и либо это вынудит его прекратить тайное участие в банковском бизнесе, либо, если он реально состоятельный человек,— раскрыться как реальный владелец и показать свою состоятельность. Предложенная мера будет более эффективной, чем дальнейшее постепенное снижение порога согласования, полагают в Центробанке. Последнее удорожает теневое владение банком, но не перекрывает его. Как пояснил господин Сухов, мотивированное суждение по этому вопросу будет выноситься коллегиально, и несогласные смогут оспорить его в суде.
На рынке, конечно же, новым подходом довольны не все. Но официально критиковать такие вопросы опасаются. Зато юристы сочли новый механизм борьбы с теневым владением банками эффективным. "Это действительно может помочь, притом что рисков для ЦБ особенно никаких",— говорит глава практики московского офиса компании Lidings Андрей Зеленин. Более того, указывает он, это в русле глобального изменения регулирования, не только банковского, но и, например, налогового: отход от формальных критериев и переход к сущностным. Опасения произвола со стороны ЦБ, которые высказывают банкиры, нельзя полностью отрицать, продолжает он. "Но произвол с любой стороны — вообще особенность российской реальности, что не означает, что не надо ее менять в лучшую сторону",— резюмирует он.