По данным газеты «Ведомости», Высший арбитражный суд (ВАС) может разрешить взимать с рейдеров убытки за атаки на чужой бизнес. Это уже подтолкнуло одну из сторон конфликта вокруг сотового оператора СМАРТС к поиску компромисса.
6 сентября 2011 года президиум ВАС рассмотрит иск одной из самых известных жертв рейдерских атак в России — владельца 19,97% акций СМАРТС, кипрской Angentro Trading & Investments, контролируемой основным владельцем оператора Геннадием Кирюшиным. Компания требует взыскать 2,48 млрд руб. ущерба с «Сигма капитал партнерз», контролируемой ее председателем совета директоров Леонидом Маевским.
Конфликт начался в 2005 г. «Сигма» выкупила у Внешэкономбанка право требования по кредиту Angentro на $56,3 млн. Залогом по нему были 32% акций СМАРТС. «Сигма» подала множество исков с требованием передать ей права на заложенные акции и арестовала весь этот пакет. В ответ кипрская компания тоже добилась ареста собственных акций, а в 2009 г. подала встречный иск к «Сигме» о взыскании убытков от рейдерской атаки. Ущерб в 2,48 млрд руб. был рассчитан исходя из потерь как самой СМАРТС (например, из-за необходимости занимать по более высоким ставкам), так и акционеров — из-за недостаточного прироста стоимости бумаг. Суды первой и кассационной инстанций отказали во взыскании ущерба с «Сигмы». Они указали, что акции арестовывали и сами акционеры, а стоимость бумаг все же выросла, т. е. говорить об убытках нельзя.
Но тройка судей ВАС в определении о передаче дела в президиум не согласилась с этим. Арест был защитой от «рейдерской атаки» со стороны «Сигмы», говорится в определении, а рост стоимости акций с 2005 по 2008 г. свидетельствует лишь о «разумности действий акционеров» по минимизации ущерба. Судьи должны учитывать потери, в том числе невозможность проведения IPO или удорожание банковских кредитов, рекомендует «тройка». Правопорядок не должен содействовать предъявлению необоснованных обеспечительных требований и освобождению от ответственности лиц, их заявивших, указывают судьи. Если же суд посчитал, что такие убытки не доказаны, то он должен сам определить размер компенсации, исходя из принципа «справедливости и соразмерности ответственности».
Однако, конфликт вокруг СМАРТС может быть решен и мирным путем. «Сигма» уже не стремится получить акции оператора, написал Маевский Кирюшину и президенту Tele2 Russia Дмитрию Страшнову 8 августа 2011 г.
В мае Tele2 направила акционерам СМАРТС оферту на покупку 97% оператора за $390 млн (включая $100 млн долга). Сделка могла состояться лишь при условии урегулирования конфликта с «Сигмой», чего сделано не было. Да и сам Маевский тогда потребовал, чтобы шведы вели переговоры и с ним: «Сигма» считает себя «законным владельцем 32% акций СМАРТС и любые кулуарные переговоры Tele2 с другими акционерами будет воспринимать «как недружественное отношение», писал он в июне Страшнову.
В письме от 8 августа Кирюшину и Страшнову Маевский пишет, что готов «к компромиссному решению», которое даст Tele2 возможность приобрести СМАРТС, а «Сигме» — истребовать с Angentro долг, составлявший на 1 августа 2011 г. «более $116 млн» (с учетом штрафов за просрочку выплат и пеней). Он предлагает Angentro погасить этот кредит, сделать это самой Tele2 после покупки оператора или переуступить права требования шведской компании.
Компания создана в 1991 году как «Средневолжская межотраслевая научно-производственная предпринимательская ассоциация радиосвязь и телекоммуникационные системы». В 1994 дальнейшем была преобразовано в ЗАО (АОЗТ). Начала предоставлять услуги сотовой связи в стандарте GSM в Самарской области с апреля 1996 года. В дальнейшем были получены лицензии на другие регионы.
В 2005—2007 годах компания стала ареной ожесточённого корпоративного конфликта с группой «Сигма»; владельцы СМАРТСа называли это противостояние рейдерской атакой. Корпоративный конфликт препятствовал смене организационно-правовой формы компании с ЗАО на ОАО, что стало одной из причин отказа компании от планов IPO. 5 марта 2008 года состоялась регистрация смены типа общества из закрытого акционерного общества в открытое акционерное общество «Средневолжская межрегиональная ассоциация радиотелекоммуникационных систем (СМАРТС)».
В настоящее время компания предоставляет услуги сотовой связи в стандарте GSM в 15 регионах Приволжского, Южного и Центрального федеральных округов. Сеть филиалов охватывает также Самарскую, Ивановскую, Саратовскую, Ульяновскую области, Башкортостан, Татарстан, Марий Эл, Мордовию и Калмыкию. Компания оказывает услуги под брендами СМАРТС и Ё.
Основные акционеры компании — Геннадий Кирюшин (30,47%), его сын Константин Кирюшин (20,52%) и дочь Юлия Кирюшина (9,55%). 15% акций принадлежит председателю совета директоров СМАРТС Борису Скворцову, 19,97% Agentro Traiding and investment limited, ОАО «Ростелеком» (2,955%).
В СМИ неоднократно публиковались сообщения о возможной продаже акционерами «СМАРТС» акций компании. В частности, в 2007 году сообщалось о желании «Вымпелком» приобрести «СМАРТС» за сумму от $550 млн до $750 млн, в 2008 году в роли потенциального покупателя поволжского оператора сотовой связи выступали «Мобильные ТелеСистемы» (сумма сделки оценивалась в $1 млрд), которые даже обращались с ходатайством в ФАС о покупке, но все эти сделки не состоялись.
В начале 2010 года планировалась сделка по продаже 97% акций «СМАРТС» госхолдингу «Связьинвест», что привело к временному примирению сторон корпоративного конфликта. Однако «Связьинвест» в итоге отказался от сделки после того, как претензии на пакет «Сигмы» заявила АФК «Система».
В мае 2011 года генеральный директор компании Андрей Гирев сообщил, что акционеры сотового оператора «СМАРТС» рассматривают несколько предложений о покупке компании, в том числе от TELE2. Стоимость актива он оценил в $500-600 млн.