Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653
IV кв.'24
183
8 371

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Т-банк (Тинькофф)Росбанк
1 365

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 896,76  (+13,26%)
1 130,09  (-1,76%)
6 370,17  (-25,61%)
116 714,57  (-200,18%)
4 811,99  (-33,38%)
67,67  (+0,83%)
Источник Investfunds

Юристы предлагают повысить планку суммы сделки, подлежащей госконтролю

03.10.2011, РБК daily

По данным газеты «РБК daily», объединение корпоративных юристов (ОКЮР) подготовило свои поправки в третий антимонопольный пакет. Юристы предлагают ввести инструмент превентивного регулирования и повысить планку суммы сделки, подлежащей госконтролю, с 1 млрд до 10 млрд руб. Это ограничит функции ФАС и даст новые аргументы для компаний в суде.

Письмо с соответствующими поправками юристы выслали председателю комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Анатолию Лысакову. Превентивное реагирование требуется из-за роста нарушений антимонопольного законодательства, считают в ОКЮР.

Полномочия антимонопольного органа нуждаются в уточнении, особенно в плане действий либо бездействий, которые могут повлечь нарушение законодательства. Для этого юристы предлагают ввести в закон институт предостережения. В случае превышения своих полномочий оно может быть направлено как чиновникам, так и физлицу. Несмотря на то что предостережение носит чисто «рекомендательный характер», направлено оно должно быть в письменном виде за подписью руководителя антимонопольного органа.

Предлагается изменить под­ход и к подконтрольным сделкам. Сейчас под государственным надзором проходят сделки, превышающие 1 млрд руб. ОКЮР предлагает увеличить порог в десять раз — до 10 млрд руб. «Несомненно, 1 млрд руб. — весомая сумма. Однако этот критерий был введен достаточно давно и уже устарел. Тем более что в 1 млрд входят все сделки, совершенные в течение года. Понятно, что эта сумма исчерпывается довольно быстро, если предприятие активно работает», — поясняет президент ОКЮР Александра Нестеренко.

В целом предлагаемые нововведения г-жа Нестеренко считает актуальными, особенно в свете инициатив по установлению партнерских отношений между бизнесом и государством. «Практика предостережений существует во многих странах и показала себя очень удачно. У нас же этот механизм только зарождается», — говорит она. Превентивное регулирование может стать первым шагом в налаживании отношений между властью и предпринимателями, которые относятся друг к другу настороженно, и выступит «профилактическим сред­ством» для нарушений.

Эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства Алексей Шестоперов полагает, что поправки ОКЮР направлены на уменьшение влияния и возможностей ФАС. Они содержат уточнения признаков незаконных согласованных действий: юристы пред­лагают запрещать не все случаи сокращения производства, а только те, которые касаются рентабельного производства; а отказы от заключения договоров с компаниями принимать только в том случае, если есть технологическое или экономическое обоснование. Такие поправки могут дать дополнительный аргумент в пользу компаний в спорах с ФАС, говорит он.

«В судах, оспаривающих ее действия, служба обычно ссылается на отказ в заключении договора с компанией. Если дополнительные характеристики будут введены, ФАС придется дополнительно доказывать необоснованность отказа или рентабельность закрытого производства», — уверен г-н Шес­топеров.