Юристы ALTHAUS Legal защитили интересы работников (Истцы) в споре против АО «Каспийский трубопроводный консорциум – Р». Истцы фактически исполняли обязанности капитана морского судна – катеров NORD STAR PATROL, хотя правоотношения между сторонами оформлялись путем заключения гражданско-правовых договоров о возмездном оказании услуг.
В целях надлежащего урегулирования существующих отношений, Истцы обратились в суд с иском о признании трудовыми отношений, возникших на основании гражданско-правовых договоров.
Судами нижестоящих инстанций в удовлетворении заявленных требований было отказано в полном объеме.
Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ посчитала необходимым пересмотреть решение:
1. В силу прямого указания закона (абз. 3 ст. 19.1 ТК РФ) срок для признания отношений по гражданско-правовому договору трудовыми следует исчислять не с даты заключения договора, а с даты прекращения отношений. Таким образом, срок для подачи заявления пропущен не был.
Кроме того, Истцы изначально обратились с заявлением о признании отношений трудовыми именно к Ответчику в период действия спорных договоров.
А для ситуаций, когда соответствующее заявление подается в период действия спорных отношений, никаких пресекательных сроков не предусмотрено, что следует из буквального толкования норм ст. 19.1 ТК РФ.
2. Соистцы неоднократно ссылались на существенные для дела обстоятельства, а именно:
• cоистцам ежемесячно выплачивалась заработная плата;
• выплата заработной платы осуществлялась независимо от подписания актов об оказанных услугах;
• объем фактически выполняемых Соистцами обязанностей значительно шире перечня услуг, предусмотренного оспариваемыми договорами;
• результаты прокурорской проверки, в ходе которой установлено, что заключенные гражданско-правовые договоры, фактически прикрывают собой трудовые отношения между Истцами и Ответчиком.
3. Соистцы фактически исполняли обязанности капитана морского судна – катеров NORD STAR PATROL, согласно ст. 57 Кодекса торгового мореплавания
Согласно ч. 1 ст. 27 КТМ РФ, маломерные суда в обязательном порядке должны иметь следующие документы – судовой билет и судовую роль.
Согласно Приказа Минтранса России от 02.05.2012 N 122 Судовая роль служит основным документом, требуемым государственными властями и содержащим данные о количестве и составе экипажа при приходе и отходе судна.
Согласно п. 7 вышеприведенного приказа, в судовой роли указываются члены экипажа и иные лица, находящиеся на судне.
Как видно из представленной судовой роли, Истцы указаны в ней именно в качестве членов экипажа, занимающих должности капитана-моториста.
Согласно ст. 57 КТМ отношения между судовладельцем и членами экипажа регламентируются исключительно трудовым законодательством. Заключение же гражданско-правового для исполнения обязанности члена экипажа судна вообще не предусмотрено.
Именно в качестве лиц, замещающих должности капитанов, указывались во всей официальной переписке с портовыми властями морского порта Новороссийск.
В ходе судебного разбирательства коллегия обращала внимание на доводы и доказательства, свидетельствующие о выполнении Истцами именно трудовой функции, а не оказание услуг по гражданско-правовому договору. Перед Ответчиком и третьими лицами Истцы выступали в качестве работников.
Результат судебного заседания: требования удовлетворены. Дело направлено на новое рассмотрение в Приморский районный суд г. Новороссийска в ином составе суда.
"Все представляется логичным и обоснованным. Поводом отмены судебных актов нижестоящих инстанций послужило нарушение норм материального права, а именно неприменение статьи 19.1 ТК РФ, подлежащей применению», - прокомментировал Дмитрий Палин, советник ALTHAUS Legal.