29 сентября в Москве информационно-аналитическое агентство PREQVECA и компания Cbonds-Congress провели ежегодную профессиональную конференцию «XIV Российский конгресс Private Equity и X Форум венчурных инвесторов». В мероприятии приняли участие все ведущие профессионалы индустрии Private Equity и Venture Capital: главы инвестиционных фондов и управляющих компаний, руководители консалтинговых и юридический компаний, топ-менеджеры корпораций, частные инвесторы, предприниматели, корреспонденты ведущих деловых изданий – более 130 участников.
С итоговым списком участников можно ознакомиться по ссылке: http://cbonds-congress.ru/events/839/participants/
С приветственным словом к собравшимся обратились Сергей Войтишкин, управляющий партнер СНГ Baker McKenzie, и Михаил Автухов, заместитель председателя правления – руководитель корпоративно-инвестиционного бизнеса, член правления Совкомбанка.
Первая сессия, модератором которой выступил старший юрист Baker McKenzie Сергей Капустин, была посвящена состоянию и тенденциям как финансового рынка в целом, так и индустрии PE&VC в частности. Наталья Ващелюк, главный аналитик Совкомбанка, подготовила обзор макроэкономической ситуации в мире и в России с прогнозами с возможными развитиями сценария в 2023 году.
Все презентации спикеров опубликованы по ссылке: http://cbonds-congress.ru/events/839/materials/
Ксения Шойгу, управляющий партнер УК Система СмартТех, выразила надежду, что 2023 год будет более спокойным и комфортным для венчурных сделок в России. Освещая деятельность своего фонда, Ксения отметила: «Мы стали смотреть не столько на супер-рисковые проекты, а и на те компании, которые уже приносят прибыль – это залог некой стабильности». Второе актуальное направление для фонда – проекты в области импортозамещение, в первую очередь, в It-сфере. При этом география инвестиций не изменилась: фонд изначально ориентировался на российские проекты, и продолжает активно работать с ними: в этом году уже закрыты три сделки, еще две-три инвестиции ожидаются до конца года.
Другой взгляд на деятельность фондов у Антона Кудачкина, исполнительного директора FPV Global. По его мнению, происходит переформатирование рынка, фонды вынуждены смотреть чуть шире, пересматривать свои мандаты. Те фонды, которые привлекали зарубежный капитал, теперь смотрят на российских и СНГ инвесторов. Кто вкладывал деньги за рубеж – также пересматривают географию инвестиций. Так, FPV Global теперь рассматривает Азию и Ближний Восток – и в плане инвестирования средств, и как юрисдикцию для структурирования фондов. Также интересный хаб для инвесторов – Израиль, отметил господин Кудачкин.
Павел Охонин, исполнительный директор, партнер Kama Flow отметил активное желание частных инвесторов поучаствовать в венчурных сделках. Также, по его мнению, существует перспектива выхода портфельных компаний на локальное IPO через несколько лет. Что касается деятельности Kama Flow, из четырех закрытых в этом году сделок – все планировались еще в 2020-2021 годах. «Мы от своих обязательств не отказываемся, лишь корректируем стратегию и структуру сделок» - отметил Павел. Еще 3-4 сделки планируется закрыть до конца года.
Венчурный инвестор Алексей Басов отметил сокращение сроков инвестиций связи с колоссальной неопределенностью: «Заметная часть сделок разваливается, если инвестор не видит возможности выйти через 1-2 года». Также наблюдается рост количества сделок: даже фонды с госучастием активизировались в ситуации недооцененности бизнесов. Евгений Пенкин, директор инвестиционно-банковского департамента Sputnik Group, также говорит о существенных дисконтах при заключении сделок: если в прошлом году оценка компании могла достигать 7.5 EBITDA, то в этом данный показатель составляет, в среднем, 3 EBITDA.
Резида Валитова, партнер Kept, со стороны консультанта охарактеризовала рынок сделок как крайне оживленный. Основными продавцами являются иностранцами, а подсанкционные российские бизнесмены перераспределяют свои активы. Также Резида рассказала о второй волне сделок, наблюдаемой сейчас: все то, что было продано топ-менеджменту, друзьям, партнёрам, теперь перепродается по более высокой цене, так как в первый раз продавалось с большим дисконтом. Вырос спрос и на продажу обратных опционов со стороны иностранных компаний, которые изначально оставляли себе возможность вернуться на российский рынок, но теперь окончательно хотят уйти из страны.
Юрий Машинцев, директор Russia Partners Advisers, говоря об общем состоянии финансового рынка и компаний, отметил две негативные тенденции: снижение потребительского спроса и отток персонала. Это очень влияет на денежный поток и перспективу роста. Из-за этого компании сворачивают проекты развития и проводят очень жесткую работа над себестоимостью.
Несмотря на все геополитические и экономические вызовы, которые преподнёс этот год, участники панели сошлись во мнении, что рынок инвестиций подложит активно работать, а полной деглобализация пока не прогнозируется.
Программа конференции доступна по ссылке: http://cbonds-congress.ru/events/839/agenda/
Вторая сессия была посвящена deeptech-проектам, её модератором выступил Евгений Борисов, партнер Kama Flow.
Юлия Думова, старший управляющий директор, VEB Ventures, отметила, что рынок deeptech активно растет в мире, но российский рынок пока в зачаточном состоянии и представлен маленькими стартапами, которым зачастую сложно прилечь инвестиции. Зачастую основатели таких проектов – выходцы из науки, которые не всегда могут грамотно презентовать проект. Осложняет привлечение капитала и то, что российских инвесторов в deeptech немного, а зарубежные ушли или уходят с локального рынка.
Артур Мартиросов, инвестиционный директор Венчурного фонда Восход рассказал о стратегии venture building, которая рассматривается фондом для инвестирования, в частности, в deeptech-проекты. «Стратегия заключается в том, что мы заходим на более ранних рискованных стадиях, если видим, что тренд хороший и есть возможность заработать, но пока компании чего-то не хватает», - объяснил он.
Максим Шеховцов, управляющий партнер, Genezis Technology Capital, отметил, что 21 век - это век deeptech: в мире идет серьезная индустриальная революция. По его мнению, сейчас нужно ориентироваться на точки роста: это Азия, Африка, а самым «горячим» рынком инвестиций Максим назвал Индию. Он также отметил, что кооперация с иностранными партнерами осложнилась, но осталась. Также остается возможность структурировать компанию в нероссийской юрисдикции для расширения географии привлечения инвестиций. Александр Панов, партнер BGP Litigation, при этом обозначил тренд на разделение бизнеса: российский бизнес остается в российской юрисдикции, глобальный бизнес – в какой-либо другой.
Александр Филимонов, партнер DS Law, отметил, что deeptech изначально была более государственной, чем частой нишей: у инвесторов существует мнение, что сделки deeptech – это долго и дорого. Поэтому такие разработки начали развиваться только тогда, когда рынок b2c и b2b уже был перенасыщен инвестициями, и в последние годы deeptech развивался. Теперь же деньги снова пошли в b2c и b2b сегменты из-за ухода иностранных компаний и импортозамещения. Как следствие, развитие рынка deeptech в России замедлится. С юридической точки зрения, отмечает господин Филимонов, в deeptech больше научной и изобретательской составляющей, которую нужно патентовать. Это делает процесс заключения подобной сделки более длительным и более сложным.
Третья сессия была посвящена корпоративному венчурному капиталу (CVC) в России. Ее модератор, руководитель Softline Venture Partners Елена Волотовская, подготовила краткую статистику мировой венчурной индустрии и CVC за второй квартал 2022 года. Госпожа Волотовская отметила самое значительное процентное снижение в индустрии CVC за последние 10 лет: -32% в финансовом измерении и -18% в количественном измерении, и второе по величине за 10 лет падение мирового рынка венчурного финансирования: -23% в финансовом измерении.
Евгений Кузнецов, управляющий партнер Orbita Capital назвал причиной спада глобального венчурного рынка – его «перераздутость» в предыдущие 2 года. В России, по его мнению, как раз корпоративному венчуру будет сейчас чуть легче: обычным инвесторам инвестировать в Россию просто опасно, а для корпоративных фондов пока возможности есть - это более осторожное инвестирование, более сбалансированные процессы, и такая модель в России работать, вероятно, будет. У Orbita Capital сейчас 11 компаний в портфеле, еще 5 планируются. Господин Кузнецов отметил, что компания задумывается о следующем фонд с учетом новой реальности: его рамках, форматах, стратегии.
Участники панели отметили тенденцию на переоценку ранее запланированных сделок. Так, Илья Гольдт, партнер, управляющий директор Венчурного фонда Новая индустрия отметил, что по двум их сделкам сейчас идет переоценка «резко вниз». Николай Сахаров, управляющий партнёр юридической фирмы «Сахаров и партнеры», добавляет, что несколько сделок из его практики «подвисли» также из-за переоценки, и решение по ним будет приниматься ближе к концу года.
Алексей Катков, управляющий партнер, Sistema Venture Capital, указал на проблемы со структурированием сделок: «никто не хочет этим заниматься, даже если ты готов платить». Отвечая на вопрос о зарубежной деятельности фонда, господин Катков отметил, что компания уже не ведет никакой детальности в Европе и Англии, индийский фонд с 13 компаниями в портфеле существует, но новых инвестиций не делает. Говор о ситуации в российском CVC в общем, Алексей выразил такое мнение: «Корпоративные фонды превращаются в такие отделы, которые ищут, «где что плохо лежит» и покупают это – но это уже не венчур».
Денис Рябченков, вице-президент, директор по развитию новых цифровых продуктов Ростелекома отметил, что ожидания приобретаемых компаний стали меньше, скромнее. Ростелеком же обычно заходит в компанию с небольшой долей, чтобы посмотреть, насколько она вписывается в общий ландшафт, а далее, если все складывается удачно, корпорация выкупает проект целиком или становится мажоритарным акционером.
Говоря о том, как удержать IT-специалистов и не дать упасть их эффективности, Денис советует удваивать усилия, мотивировать и понимать, что когда-либо сложности закончатся, технологии у нас должны быть. Евгений Кузнецов по этому поводу сказал: «Если нельзя сделать хороший климат во всей стране, то давайте сделаем какие-то теплички для наших специалистов». Ими могут стать, к примеру, университеты, добавил господин Кузнецов.
Заключительная сессия была посвящена одной из наиболее актуальных тем последнего времени: реструктуризации и специальным ситуациям. Модератор дискуссии, Дмитрий Мигель, директор, руководитель группы по реструктуризации бизнеса компании Технологии Доверия, отметил, что одним из ключевых элементов при работе с проблемными активами является выстраивание доверия, что в российской бизнес-среде не очень принято. Поэтому в последние 20 лет этот рынок не очень развивался. С уходом иностранных игроков, происходит смена подхода к работе с проблемными активами. «Рынок находится в поиске себя», - отметил господин Мигель.
Денис Моисейчев, старший вице-президент УК РФПИ, рассказал об особенностях фонда: «Суверенный фонд – длинные деньги в экономику. Специальные ситуации – не основной «хлеб» для таких фондов.» Однако, отметил он, уход иностранцев – это special situation, которая несет в себе риски, но и дает возможность заработать, и РФПИ не исключает возможности участия в таких сделках.
Наталия Бутрина, начальник юридического департамента Bonum Capital, процитировала Сунь-Цзы: «Трудное в борьбе — это превратить путь обходный в прямой, превратить бедствие в выгоду». Именно вторым, как отмечает Наталья, занимается индустрия special situation. «Есть лакомые таргеты, из которых уход иностранцев неизбежен, в реальном секторе – отличные дисконты», - прокомментировала она. При этом существенно увеличилась цепочка согласования сделок и их сроки.
Денис Ажгиревич, вице-президент Novus Capital наблюдает такую тенденцию: иностранные компании можно разделить на три категории: 30% хотят покинуть страну, 30% - еще не понятно, могут создавать видимость ухода, и 30% - не уходят. При этом к первой категории относятся крупные, публичные корпорации, к последней – небольшие предприятия и family offices. От также отмечает появившуюся возможность купить крупные активы в новых для покупателя секторах (сделки с российскими бизнесами Ball Corportion, Huhtamäki). При этом, так как иностранцы продают бизнес с дисконтом более 50%, они хотят найти покупателя, который готов с минимальными заверениями быстро закрыть сделку желательно без привлечения внешнего финансирования.
Андрей Червов, генеральный директор ИГ Авангард-менеджмент, перешел от теории к практике: он подготовил презентацию, в которой рассмотрел конкретные примеры специальных ситуаций: выкуп активов в банкротстве молочного завода, сохранение бизнеса и инвестиций логиста.
Пленарную часть конференции завершило выступление Алексея Лазутина, генерального директора Мосгорломбарда. Он рассказал об истории компании, перспективах развития сети, а также о планах выйти на IPO в 2023 году.
В рамках конференции состоялась ежегодная церемония награждения лучших игроков индустрии Private Equity и Venture Capital – Russia PE&VC Awards.
Фотоотчет конференции доступен по ссылке: http://cbonds-congress.ru/events/839/photo/
Благодарности:
Генеральные партнеры: Baker McKenzie, Совкомбанк, Венчурный фонд Восход, Kama Flow, Kept, УК Первая, Спк Групп и Sistema Smart Tech;
Официальные партнеры: Softline Venture Partners, Phystech Ventures, Salomons, Технологии Доверия (ТеДо) и BGP Litigation;
Юридические партнеры: DS Law, Сахаров и Партнеры, DLA Piper;
Интеллектуальный партнер: Авангард Менеджмент;
Спонсоры: Мосгорломбард и Better Chance;
При участии: EC Клиника Premium;
Генеральный информационный партнер: Cbonds;
Информационные партнеры: Finam, Евразийский Клуб Альтернативных Инвестиций, Naima, YouTrade.TV