Картографический сервис 2ГИС начал скупать юрлица своих франчайзи в регионах России, пишет "Коммерсант" со ссылкой на базу "СПАРК-Интерфакс". Головное юрлицо компании ООО «Дубльгис» с начала мая приобрело ООО «2ГИС.Юг», ООО «Дубльгис-Кемерово», ООО «Дубльгис-Иркутск» и др.
В рейтинге Forbes «30 самых выгодных франшиз-2020» 2ГИС занимает вторую строчку. По данным рейтинга, компания запустила франшизу в 2004 году, на конец 2020 года она насчитывала 87 точек. Партнеры 2ГИС занимаются актуализацией данных на карте своего города и получают эксклюзивные права на продажу рекламы в нем. Франчайзи платят паушальный взнос и роялти в виде процента от выручки.
Весной компания провела реорганизацию российской региональной сети офисов, подтвердил вице-президент по коммерции 2ГИС Кирилл Кукарцев.
Прежде, по его словам, у 2ГИС были филиалы преимущественно в городах-миллионниках: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге. «Мы предложили крупным франчайзи выкупить их бизнес, и к весне число собственных филиалов 2ГИС пополнилось двумя десятками игроков»,— добавил Кирилл Кукарцев. По его словам, речь идет об офисах во Владивостоке, Краснодаре, Сочи, Иркутске, Тюмени и др. «Региональные команды продолжают свою работу»,— заверил он, отметив, что 2ГИС продолжает привлекать франчайзи.
2ГИС основан в 1999 году Александром и Дмитрием Сысоевыми. В августе 2020 года Сбербанк консолидировал 72% долей компании, основатели и менеджмент сохранили за собой 25%, еще 3% у «О2О Холдинга» — совместного предприятия Сбербанка и Mail.ru Group. По собственным данным, 2ГИС работает в более 700 городах в 11 странах, его аудитория в мае составила 55 млн пользователей. Для сравнения: аудитория «Яндекс.Карт» насчитывает 50 млн пользователей в месяц без учета «Яндекс.Навигатора». Выручка ООО «Дубльгис» в 2020 году достигла 4,26 млрд руб., чистая прибыль — 238,55 млн руб.
Франчайзинг используют, когда нет ресурсов или времени для развития за свой счет, говорит эксперт Franshiza.ru Анна Рождественская. Но при приходе в бизнес крупного инвестора стратегия часто пересматривается в пользу собственной филиальной сети, объясняет она. «Причиной выкупа может быть окончание договора или плохие показатели партнера»,— добавляет Анна Рождественская. Оценить стоимость каждой сделки сложно, часто они происходят по цене гораздо ниже рыночной и, по сути, у франчайзи нет выбора, резюмирует эксперт.
После вхождения 2ГИС в экосистему Сбербанка особую важность для компании приобрело обеспечение одинаково высокого качества данных во всех регионах, считает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.
«Без централизации маркетинговые возможности сервиса сложно использовать эффективно, тем более в составе экосистемы есть компания "СберМаркетинг"»,— добавляет он.
По мнению эксперта, в 2020 году в условиях кризиса и усиления конкуренции с сервисами «Яндекса» некоторые франчайзи почувствовали себя «не очень хорошо», что стимулировало их к продаже бизнеса. Основатель A.Partners Алексей Соловьев, считает, что 2ГИС таким образом хочет консолидировать финансовые потоки и этим повысить капитализацию головной компании: «В первом случае франчайзи принимает деньги и платит роялти, во втором — деньги получает компания и платит комиссию партнеру. Второй вариант выгоднее».