Эта программа соинвестирования создает одинаковую мотивацию как для акционеров, так и для менеджеров, объяснил суть изменений президент «Системы» Михаил Шамолин.
Менеджер должен вложить в акции определенный процент от совокупного годового дохода, который включает в себя зарплату и бонус, говорит Шамолин. Долю он не назвал, уточнив лишь, что она достаточно существенная и позволяет проинвестировать в течение года в 2–3 актива.
Если же менеджеры сильно верят в свои проекты, то могут вложить и больше, добавляет он: предел – около 15% от капитала. Покупка же акций самой «Системы» предусмотрена для руководителей так называемых функциональных комплексов и департаментов – они управляют самой корпорацией, а не портфелями.
Такое соинвестирование, когда сотрудники обязаны рисковать своими деньгами наряду с корпорацией, встречается в большинстве современных ведущих инвесткомпаний, уверяет Шамолин.
«Если человек войдет с нами в актив, а потом он упадет в цене и мы не сможем его продать, он потеряет свои личные деньги», – объясняет он суть мотивации. Эти обязательства будут регламентированы «юридически обязывающими документами», часть из них – это приложение к трудовому договору, пояснили представители «Системы».
Несмотря на принимаемые обязательства, топ-менеджеры будут заинтересованы инвестировать в капитал активов и корпорации, уверен Шамолин: они получат опционы, которые предусматривают дополнительные возможности участия в росте стоимости компаний.
За топ-менеджерами остается право продажи акций в любой момент – конечно, с потерей права воспользоваться опционом, добавляет президент «Системы».
Инициатива покупки акций изначально исходила от самого менеджмента и ее воплощение «воспринимается скорее позитивно», говорит управляющий директор одного из дивизионов «Системы».
Менеджменту «Системы», по словам Шамолина, принадлежит «пока не очень существенная» доля в капитале АФК – 0,5–0,6%. Она вырастет, рассчитывает Шамолин, при самом агрессивном сценарии – до нескольких процентов.
С психологической точки зрения получить бонусную часть вознаграждения в виде бумаг и купить их самому за живые деньги – не одно и то же, отмечает партнер юридической фирмы «Некторов, Савельев и партнеры» Александр Некторов: во втором случае ценность этих акций повышается.
Повысит ли это эффективность сотрудников «Системы» – большой вопрос, известных примеров использования такой схемы мотивирования нет, говорит он.
В России подобная практика не распространена, но примеры обязательного участия сотрудников высокого уровня в капитале есть, в том числе среди банков, знает Швырков.
По-видимому, одна из целей программы АФК «Система» – заставить топ-менеджеров, в том числе и отвечающих за ее M&A, более ответственно подходить к выбору активов, говорит замдиректора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова, это такая полупринудительная мотивация.
Впрочем, это не означает, что «Система» станет более осторожным инвестором. Изменений в стратегии «Системы» не будет, изменения возможны в качестве покупаемых активов, считает Мильчакова.
Уникальность случая «Системы» в том, что речь не только об участии в капитале самой компании, но и в капитале ее «дочек». Учитывая, что для «Системы» главный актив – «дочки», такая программа выглядит логичной, заключает она.
В АФК «Система» очень высокое по российским меркам качество корпоративного управления, именно по этой причине она раскрывает такую информацию, считает аналитик ГК «Финам» Тимур Нигматуллин.
В других компаниях подобные решения и поручения делаются негласно, объясняет он. Внешне это выглядит, как будто сам менеджмент внезапно массово решает купить акции своей компании.