Речь идет о девяти платных телеканалах «Стрим» – «Охота и рыбалка», «Усадьба», «Драйв», «Здоровое ТВ», «Ретро», «Домашние животные», «Психология21», «Вопросы и ответы», «Рыбалка и охота» (международная версия канала «Охота и рыбалка»).
У них сейчас 12 млн подписчиков (домохозяйств), а общий охват составляет 32 млн человек, следует из данных «Системы». «Охота и рыбалка», «Усадьба», «Драйв» – каналы с самым большим охватом.
Председатель совета директоров «Клуб100» Анатолий Зяблицкий сказал, что телеканалы «Стрим» и каналы «Клуб100» могли бы хорошо дополнить друг друга.
Ранее источник в крупном медиахолдинге говорил, что «Система масс-медиа» (СММ) просит за свои каналы минимум 1 млрд руб. Человек, близкий к продавцу телеканалов «Стрим», сказал, что компании удалось договориться «примерно на такую сумму».
«Клуб100» производит и продает шесть тематических телеканалов – «Авто24», «Детский», «Еврокино», «Русский иллюзион», «Иллюзион+» и «Zоопарк». По словам Зяблицкого, их абонентская база составляет 8,5 млн домохозяйств, а охват – около 25 млн человек.
Каналы «Стрим» – последний медийный актив «Системы», раньше они были частью медиаподразделения холдинга – СММ. Кроме телеканалов СММ управляла медиасервисами для операторов, владела продюсерской компанией «Объединенные русские студии» (RWS), рекламным агентством «Максима» и оператором спутникового телевидения ЦТВ. Все они проданы.
Еще в апреле 2015 г. «Система» продала контроль в RWS своему партнеру Юрию Сапронову, а в августе этого года контроль над «Максимой» перешел к рекламной группе АДВ. Также в начале 2016 г. почти 80% ЦТВ перешло от СММ к топ-менеджеру «Системы» Сергею Шишкину, еще 20% – у ООО «СТВ», «дочки» МТС.
Сама СММ была расформирована, а в начале 2016 г. вместо нее заработала новая компания – Sistema Venture Capital (Sistema VC). Это венчурный фонд, инвестирующий в технологические проекты, но не в медиакомпании, объясняла в декабре 2015 г. президент СММ Гульнара Хасьянова.
«Мы поняли, что медийные активы СММ нам никак не помогут и синергии здесь не будет, реализация стратегии возможна без привязки к ним, поэтому новый фонд мы строим с нуля и как бы параллельно нашему медиабизнесу», – говорила она.
По словам Хасьяновой, компания поняла, что существующие медийные активы «не позволяют построить на их основе действительно большую медиаисторию».
Продажа каналов «Стрим» – в рамках стратегии перехода от медиа к технологическим активам, сказал близкий к АФК человек.
Телеканалы «Стрим» были генератором выручки для СММ, но значительная ее часть – платежи со стороны МТС, т. е. фактически внутрихолдинговая выручка, говорит аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович.
Неизвестно, как развивались бы эти каналы без гарантированного заказчика в лице оператора. Выход из медийного бизнеса понятен – холдингу не удалось добиться в этой сфере серьезных успехов, а производство контента в последнее время серьезно подорожало, продолжает аналитик.
Вопрос – удастся ли АФК преуспеть в венчурном бизнесе, ведь действительно хорошо заработать на российском интернете удалось всего нескольким профессиональным фондам, резюмирует Венгранович.