На заводы IKEA приезжали представители лесопромышленного холдинга Segezha Group, ключевой актив которого находится в Карелии, в рамках процедуры due diligence, которую проводит ее основной акционер АФК «Система». Об этом РБК рассказал источник, близкий к одной из сторон переговоров. Но, по его словам, «Система», — не единственный претендент на активы IKEA.
Другой источник, близкий к одной из сторон переговоров, сказал изданию, что всего есть шесть компаний — претендентов на эти активы и у всех равный доступ к информации о них. Среди претендентов, помимо «Системы», он назвал группу ПИК и компанию по производству плит для напольных покрытий и мебели Kronospan.
«Просмотры [заводов] окружены тайной тайн, — сказал телеканалу РБК Александр Илларионов из Профсоюза работников лесных отраслей. — Делегации очень быстро проходят по цехам, бросают взгляды и куда-то исчезают. Кто это именно — неизвестно. По косвенным признакам мы узнали, что это Segezha. Работники скидывали информацию, смотрели номера машин, которые приезжают к нам на стоянку, включая карельские номера».
В среду, после публикации материала, компания ПИК опровергла наличие планов покупки активов IKEA в России. «Мы не покупаем IКЕА. И не покупаем никакие части, заводы, фабрики и т.д.», — сказал РБК представитель ПИК. На вопрос, ездили ли представители компании осматривать заводы IКЕА, он не ответил.
Kronospan — компания с австрийскими корнями, частично базирующаяся на Кипре. Основная продукция компании — ДСП, ламинат, столешницы и т.п. Компанией управляет Питер Кайндл, семья которого ее основала. Активы семьи объединяет Kaindl Flooring OG. Сейчас у Kronospan более чем 40 предприятий в Европе, Азии и США, на которых работают более 17 тыс. человек. В России у компании есть производства в Башкирии, Подмосковье, Смоленской области.
ПИК — крупнейший застройщик жилья в России, основные владельцы группы — Сергей Гордеев (59% акций) и ВТБ (18,7%). В 2019 году ПИК в качестве эксперимента предлагала квартиры, оснащенные мебелью IKEA, а в 2021 году группа запустила производство мебели под собственным брендом. В 2022 году застройщик запустил маркетплейс по продаже мебели и техники для дома, где в том числе продает кухни и шкафы под брендом «ПИК Мебель».
Cотрудники фабрики IKEA в городе Тихвин Ленинградской области 24 октября рассказали РБК, что на предприятие приходили вероятные покупатели. Портал 78.ru сообщил, что презентация фабрик будет проводиться в течение трех дней. Каждый день объект будут осматривать делегации от двух потенциальных покупателей, но претендентов сайт не назвал.
В июне основной владелец «Системы» Владимир Евтушенков рассказал «Ведомостям», что компания интересуется покупкой мебельных фабрик IKEA. Он уточнил, что такая сделка могла бы дать синергию с лесопромышленным холдингом Segezha Group. Однако в тот момент «Система» еще не вела переговоры с IKEA.
Магазины IKEA в России и Белоруссии приостановили работу в начале марта, также временно прекратилось производство на заводах. В компании тогда объяснили решение сбоями в цепочках поставок из-за ситуации на Украине. Руководство компании обещало сохранять все условия работы для сотрудников до конца августа.
15 июня компания объявила о намерении продать все четыре российских завода, расположенных в Московской, Ленинградской, Кировской и Новгородской областях.
Материнская компания сетей IKEA и «Мега», нидерландский холдинг Ingka Group, 23 июня сообщила, что пока не видит условий для возвращения в Россию и изучает варианты для 17 закрытых мебельных магазинов IKEA, но в будущем надеется вернуться на российский рынок. В компании также назвали трудным решением продажу заводов и сокращение числа сотрудников в России.
В Минпромторге тогда заявили о большом количестве желающих выкупить магазины IKEA. В частности, возможность покупки производственных активов компании рассматривала сеть гипермаркетов «Твой дом», рассказала РБК руководитель отдела PR мебельной сети Амина Тагиева. Сеть магазинов мебели и товаров для дома Hoff готова купить активы IKEA при поступлении соответствующего предложения, поскольку у сетей было «много точек пересечения: регионы присутствия и даже одни и те же торговые центры», говорил гендиректор сети Максим Гришаков.