АКРА купила агентство у Эмиля Губинака, председателя совета директоров ERA. Словацкое агентство было создано в 2001 г., оно входит в реестр рейтинговых агентств ЕС и может присваивать кредитные рейтинги для регуляторных целей.
Оно небольшое: по данным Европейской организации по ценным бумагам и рынкам (ESMA) за 2017 г., ERA занимает менее 0,01% рейтингового рынка в Европе. Более 90% – у агентств «большой тройки»: S&P (46,3%), Moody's (31,3%) и Fitch (15,7%).
«Мы передаем ERA надежному партнеру. Уверен, что сотрудничество с АКРА поможет ERA выполнить свою миссию и достичь новых вершин», — заявил Эмиль Губинак, слова которого приводятся в пресс-релизе АКРА.
У ERA есть европейская лицензия, а ее шкала включена в мэппинг (систему соответствия рейтинговых шкал разных агентств) ESMA, пояснила Трофимова. Благодаря сделке российское агентство получает и международную шкалу: теперь она принадлежит группе АКРА.
«АКРА будет заниматься исключительно национальной шкалой, ERA – международной», – пояснила Трофимова. Вместе с тем агентство хочет добиться, чтобы рейтинги ERA как международного агентства можно было использовать в регуляторных целях и в России (для рейтингования зарубежных эмитентов), подчеркнула Трофимова.
Но международная шкала для АКРА не главное, уверяет Трофимова.
«Сделка в большей степени продиктована желанием АКРА точечно развиваться на международном рынке. Наши возможности в классическом рейтинговом бизнесе в России ограничены из-за консолидации рынка, небольшого роста ВВП и объединений эмитентов на рынке, – объясняет она.
– ЕС же ведет работу по снижению зависимости от «большой тройки» за счет работы с малыми агентствами, что для нас – точка роста».
Совет директоров ERA, по словам Трофимовой, возглавит президент Европейской ассоциации кредитных рейтинговых агентств (EACRA) Томас Миссонг, член совета директоров АКРА.
Другое российское рейтинговое агентство, «Эксперт РА», пока не видит смысла выходить на международный рынок.
Спрос на внутреннем рынке растет, его возможности пока не исчерпаны, говорит гендиректор агентства Сергей Тищенко: вместе с регуляторными изменениями увеличивается как число клиентов, так и перечень финансовых инструментов, требующих рейтингования.
«Мы смотрим на зарубежные рынки, но пока мы не видим возможности работать на них с приемлемой рентабельностью. Если купить зарубежную компанию, то, по нашим оценкам, в течение трех лет она будет убыточной», – говорит он.
Клиенты скорее пойдут в «большую тройку», а значит вероятность, что такое дочернее зарубежное агентство способно быстро наработать клиентскую базу, достаточно низкая.
«Мы видим точку роста скорее в партнерстве с зарубежными компаниями и привлечении клиентов из стран СНГ – которые хотят выйти на российский рынок капитала», – добавляет Тищенко.
В ближайшие 1,5-2 года от АКРА потребуются дополнительные инвестиции в словацкое подразделение. Это порядка 100 000-150 000 евро, прогнозирует Трофимова.
Из-за предпродажной подготовки ERA перестало поддерживать некоторые методологии и оставило всего два публичных рейтинга, указала Трофимова, АКРА в ближайшее время будет «реанимировать» их суверенную методологию.
В планах ERA на первый год - выпустить 10-20 рейтингов, добавила она: «Сейчас мы ведем переговоры с рейтингуемыми лицами».