PdVSA отдала «Роснефти» 49,9% акций Citgo в качестве залога по кредитам на $1,5 млрд., полученным PdVSA в 2016 г. для облегчения дефицита ликвидности.
Citgo принадлежат в США два НПЗ на побережье Мексиканского залива и один рядом с Чикаго - суммарно они могут перерабатывать 750 000 баррелей сырой нефти в сутки (примерно 5% всей нефтепереработки США). Также компании принадлежат 48 нефтехранилищ и девять нефтепроводов.
Долг PdVSA и правительства Венесуэлы в виде облигаций составляет около $60 млрд. (совокупные долги превышают $100 млрд.), и последние санкции США приблизили обоих заемщиков к дефолту.
Американские законодатели обеспокоены тем, что находящаяся под санкциями «Роснефть» может получить контроль в Citgo, и убеждают администрацию президента помешать сделке в рамках закона о национальной безопасности.
«Роснефть» осознает этот риск и пыталась договориться с венесуэльской стороной о новых залогах. Правительство президента Николаса Мадуро обещало «Роснефти» в качестве залогов и процентов по кредитам участие в крупнейших венесуэльских проектах и будущие поставки венесуэльской нефти. В конце июля стало известно, что «Роснефть» хочет отказаться от залога в виде акций Citgo, как раз опасаясь санкций США.
Россия уже давно использует свои позиции на мировом энергетическом рынке для поддержания внешней политики, констатирует The Wall Street Journal (WSJ). Кремль продолжает поддержку режима Мадуро, который США объявили диктаторским и обложили санкциями.
Финансовая поддержка России помогает выживать режиму Мадуро, в то время как кризис в Венесуэле все больше углубляется, растет внешний долг, а доступ к рынку США сужается.
Сделка «Роснефти» по Citgo может быть заблокирована через Комитет по иностранным инвестициям США, который имеет широкие полномочия по блокированию сделок, потенциально угрожающих национальной безопасности.
Помешать получению российской компанией доли в Citgo может и министерство финансов США, ведь «Роснефть» находится под американскими санкциями.
Даже если «Роснефть» не оставит попыток получить акции Citgo или средства от их продажи в случает дефолта, ей придется стать в длинную очередь кредиторов, пишет WSJ.
Большое количество американских компаний, в том числе нефтяной гигант ConocoPhillips, претендуют на активы Citgo как компенсацию за национализацию американских активов в Венесуэле правительством предыдущего президента Уго Чавеса.
Эту сделку уже пытаются обжаловать в суде. Канадская золотодобывающая компания Crystallex в начале года подала в суд на трейдинговую Rosneft Trading S.A. (подконтрольна «Роснефти»), обвинив ее в участии в схеме «мошеннической передачи активов» (fraudulent transfer по законодательству штата Делавэр, где подан иск).
Crystallex добивается от Венесуэлы компенсации на $1,4 млрд по решению международного арбитража за национализацию золотодобывающего проекта в 2011 г., а Citgo, чью стоимость аналитики оценивают в $3 млрд, — актив, который потенциально можно взыскать.
На днях суд в США разрешил Crystallex забрать деньги Венесуэлы со счета в Bank of New York Mellon. Ранее международный арбитраж при Всемирном банке (ICSID) постановил, что страна должна компании $1,4 млрд.
Правда, неизвестно, сколько у Венесуэлы денег в Bank of New York Mellon; кроме того, у нее, возможно, еще есть шанс защитить их суверенным иммунитетом.