В ближайшее время может быть объявлено о том, что «Деметра-холдинг» покупает IT-платформу Smartseeds, сообщили источники “Коммерсанта”. По словам одного из них, основной владелец «Деметра-холдинга» ВТБ тестировал несколько подобных платформ, остановившись на Smartseeds.
Как следует из ЕГРЮЛ, 8 июня «Деметра-холдинг» учредил новую компанию — ООО «Системы цифрового транспорта», что может быть связано с подготовкой к сделке. В ВТБ цель создания структуры и вопрос по покупке Smartseeds не комментируют. При этом там заявили, что постоянно работают над повышением эффективности цепочек грузоперевозок в периметре «Деметра-холдинга».
Smartseeds запустил в 2017 году создатель агрохолдинга Valars Group и IT-сервисов Anywayanyday, Localway и Myhomeday Кирилл Подольский. В сервис инвестировал совладелец группы «Гута» Артем Кузнецов с партнерами.
Платформа работает по модели Uber for X, соединяющей заказчиков, собственников транспорта и водителей. Система позволяет, в частности, заказывать перевозки, бронировать время разгрузки на зерновых терминалах, отслеживать перемещение груза.
По данным источников газеты, к Smartseeds подключено 6 тыс. перевозчиков и крупнейшие экспортеры зерна, включая ТД «Риф», Glencore, «Мирогрупп ресурсы» (входит в «Деметра-холдинг»).
«Деметра-холдинг» объединяет зерновые активы, которые группа ВТБ начала собирать в 2018 году. В их числе доли в Новороссийском комбинате хлебопродуктов и Объединенной зерновой компании, Новороссийский зерновой терминал и контрольный пакет оператора по перевозке зерна железной дорогой «Русагротранс». В конце апреля ВТБ объявил о продаже почти 50% «Деметра-холдинга» «Агронове» экс-владельца «Балтики» Таймураза Боллоева и Marathon Group зятя главы МИДа Сергея Лаврова Александра Винокурова и Сергея Захарова.
Директор по работе с портфельными компаниями ФРИИ Сергей Негодяев оценил приблизительную стоимость Smartseeds в 200–230 млн руб.
По словам источника издания, сумма сделки может быть символической, а покупатель получит долги компании.
В 2019 году Корпорация МСП сообщила, что головная компания Smartseeds — ООО «Смартконтракт» — привлекла в МСП-банке кредитные линии на 240 млн руб. В Корпорации МСП оперативный комментарий не предоставили.
Директор «Совэкона» Андрей Сизов полагает, что «Деметра-холдинг» продолжит использовать Smartseeds для перевозки своего зерна и грузов третьих компаний, а также для выстраивания системы электронной очереди на своих терминалах. По его словам, перевозка зерна на грузовиках до сих пор во многом серый сектор, где есть проблемы перегрузов и коррупции. Возможно, теперь ВТБ с учетом своего ресурса будет работать на обеление этого рынка, рассуждает эксперт. Господин Сизов не исключает, что ставки на перевозки зерна на грузовиках в результате вырастут.
ендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько указывает, что доставка без перегруза сделает российское зерно менее конкурентным на мировом рынке из-за возросших затрат: отрасли с максимально разрешенной грузоподъемностью грузовика 25 тонн сложно бороться с машинами весом 70 тонн и выше. А такие сервисы, как Smartseeds, принципиально работают только без перегруза, указывает он. По мнению эксперта, необходимы политическое решение по повышению допустимого веса грузовиков и строительство современных дорог.