По данным газеты «РБК daily», Ernst & Young завершила оценку двух аэропортовых компаний Шереметьево, объединение которых может состояться уже в этом году. Принадлежащий государству Международный аэропорт Шереметьево (МАШ) оценили в 53 млрд руб. — в пять раз выше подконтрольного «Аэрофлоту» и ВЭБу ОАО «Терминал». Перевозчик и ВЭБ, вложившие в строительство терминала D $1,2 млрд., не могут принять такую оценку.
В 2010 году правительство выбрало альянс Credit Suisse и «Тройки Диалог» для проведения оценки активов аэропорта Шереметьево и выбора модели их объединения. На территории аэропорта терминалами владеют и управляют два независимых собственника.
В конце прошлого года «Аэрофлот», МАШ и ВЭБ заказали Ernst & Young провести вторую оценку бизнеса, поскольку у «Тройки» не было соответствующей лицензии. По неофициальным данным, новая оценка потребовалась из-за позиции ВЭБа и «Аэрофлота», которые были не согласны с потерей контроля в объединенном аэропорту. Согласно разработанной Credit Suisse и «Тройкой Диалог» концепции, ОАО «Терминал» (оператор терминала D) должно быть присоединено к МАШ путем обмена акциями. Доля государства в объединенном Шереметьево должна составить от 75 до 92%. А «Аэрофлот» и ВЭБ должны были получить всего по 2% акций.
22 марта Ernst & Young представила министру транспорта Игорю Левитину свой вариант оценки всех терминалов. ОАО «Терминал» было оценено в 10,7 млрд руб., или $353 млн., а остальные терминалы — B, C, D, E и F (операторами которых является МАШ) — в 53 млрд руб. ($1,743 млрд.). По новому расчету «Аэрофлоту» положено уже 9% объединенной аэропортовой компании.
Есть и очевидные неточности в расчетах: в Ernst & Young считают, что ОАО «Терминал» через десять лет будет обслуживать 12 млн пассажиров, а все остальные терминалы МАШ — 18 млн пассажиров. Но уже сейчас пассажиропоток терминала D — те же 12 млн пассажиров и может вырасти до 16 млн человек. Другие терминалы аэропорта, напротив, столкнулись в этом году с недозагрузкой, а 18 млн они «физически» осилят, если закроют большую часть торговых площадей.
Кроме того, при оценке ОАО «Терминал» не учтено то, что компания вскоре получит $120 млн. от продажи перрона государственному ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)». Владельцы терминала D сетуют, что их актив получил низкую оценку и из-за долга в $920 млн. Он появился при строительстве, в течение последнего времени ОАО «Терминал» рассчитывалось по кредитам, которые брались на текущую деятельность. Сейчас «Терминал» может гасить этот долг.
Шереметьево (ОАО «МАШ») — один из крупнейших российских аэропортов по количеству регулярных международных перевозок. В 2009 году аэропорт обслужил 14 млн. 764 тыс. авиапассажиров и обеспечил 159 896 взлетно-посадочных операций. В Шереметьево базируется крупнейший национальный авиаперевозчик — компания «Аэрофлот — Российские авиалинии». Услугами аэропорта пользуются представители трех основных авиационных альянсов мира: Sky Team, Star Alliance и Oneworld. Шереметьево также сотрудничает с ведущими авиакомпаниями стран СНГ и Балтии.
К 2015 году Шереметьево планирует увеличить пассажиропоток до 35 млн. человек и стать лучшим в Европе аэропортом-хабом по качеству обслуживания клиентов. Аэропорт постоянно наращивает пропускную способность: новый терминал С способен принять 5 млн. пассажиров в год. Вводится в строй и международный терминал D, рассчитанный на ежегодное обслуживание 9 млн. пассажиров.
Продолжается масштабная реконструкция Терминала F пропускной способностью около 9 млн. пассажиров в год. В декабре 2009 года завершено строительство нового Терминала E, который должен открыть свои двери для первых пассажиров в марте 2010 года.
В 2010 году обновленный Терминал F будет интегрирован с терминалами Е и D в единый Южный аэровокзальный комплекс пропускной способностью около 25 млн. пассажиров в год, что позволит равномерно перераспределить пассажиропоток между тремя терминалами и создаст возможность для быстрых и удобных стыковок пассажиров внутренних и международных рейсов, ускорит и упростит прохождение пограничных и таможенных формальностей.
На подходе модернизация АВК Шереметьево-1, в результате которой будет создан Северный терминальный комплекс, объединяющий терминалы А (терминал бизнес-авиации), В (терминал для low-cost перевозчиков) и С. 100% акций ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» принадлежит государству.
Как отмечает источник в «Аэрофлот», авиаперевозчик будет настаивать на 25% плюс одна акция в объединённой компании.
«Аэрофлот» не станет продавать этот актив по цене уставного капитала компании», — уверяет другой источник.
«Оценка проведена профессиональной компанией для целей объединения», — считает официальный представитель ОАО «МАШ».
Другой источник в компании отметил, что там ждали более высокой стоимости ОАО «МАШ».