По данным газеты «Коммерсантъ», «Аэрофлот» потерял крупнейшего частного акционера: 26.01.10. совет директоров компании одобрил выкуп 25,8% ее акций у «Национальной резервной корпорации» (НРК) Александра Лебедева за $400 млн. Это почти на 20% дешевле, чем в тот же днь стоил на ММВБ ($492 млн). Пакет будет выкуплен SPV-компанией ООО «Аэрофлот-финанс». Бумаги «Аэрофлот» может обменять на авиаактивы «Ростехнологий», которые должны были войти в холдинг «Росавиа».
Две указанные сделки напрямую не связаны: даже если активы «Ростехнологий» не перейдут «Аэрофлот», пакет может быть использован компанией для других M&A. На то, чтобы распорядиться пакетом, у менеджмента «Аэрофлот» есть год: по закону, если в течение года после приобретения казначейские акции компании не проданы, они должны быть погашены.
Сделка по выкупу 25,8% акций «Аэрофлот» у НРК напрямую увязана со сделкой по выкупу пакета Александра Лебедева в лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко» (25,8%) «Внешэкономбанком» за 5 млрд руб. ($166 млн). Одним из условий сделки было реинвестирование бизнесменом вырученных за счет продажи пакетов НРК средств в российские активы корпорации — авиакомпанию Red Wings, «Национальную земельную компанию» (один из крупнейших производителей картофеля в России) и «Национальную жилищную корпорацию» (строительство малоэтажного жилья).
Напомним, что впервые о возможности выкупа пакета у Александра Лебедева публично заявил глава совета директоров компании, министр транспорта Игорь Левитин на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова 30 декабря прошлого года. Господин Левитин предложил использовать пакет как инструмент в сделке по передаче «Аэрофлоту» авиационных активов, которые должны были войти в холдинг «Росавиа», создаваемый с конца 2008 года госкорпорацией «Ростехнологии». После оценки активов «Аэрофлот» передал бы пакет НРК или его часть «Ростехнологиям» в обмен на их авиакомпании (ГТК «Россия», «Владивосток Авиа», «Оренбургские авиалинии» и часть других).
«Аэрофлот» является бесспорным лидером гражданской авиации России, фактическим национальным перевозчиком. «Аэрофлот» основан решением правительства 09 февраля 1923 года, является одной из старейших авиакомпаний мира и одним из наиболее узнаваемых российских брендов. Базируется в аэропорту «Шереметьево». Осуществляет собственные рейсы в 97 пунктов 46 стран (в России - 28 пунктов).
В России авиакомпания имеет 6 филиалов: в Санкт-Петербурге, Сочи, Магадане и Красноярске, Калининграде и Владивостоке. Являясь крупнейшей авиакомпанией России, «Аэрофлот» контролирует более 42% российского рынка регулярных международных перевозок и около 13,7% рынка на внутренних направлениях (с учётом дочерних авиакомпаний - примерно 20%). За одиннадцать месяцев 2009 года компания перевезла 8,015 млн. пассажиров, выполнено 23 млрд.762 млн. пкм. Флот компании насчитывает 118 авиалайнеров, большую часть из которых составляют самолеты семейства А320, А330 и B767.
Но даже если сделка с «Ростехнологиями» не состоится, для «Аэрофлот» выкуп пакета НРК останется выгоден, считают эксперты.Акции могут стать хорошим залогом для привлечения дешевого заемного финансирования, если таковое понадобится «Аэрофлоту» для развития.