По данным «Business & Financial Markets», уже в ближайшее время «Аэрофлот» вернется к переговорам о покупке Alitalia. Об этом договорились действующий президент Владимир Путин и будущий премьер-министр Италии Сильвио Берлускони. В ходе встречи Берлускони высказал свои идеи по выводу Alitalia из кризиса, и на итоговой конференции Владимир Путин пообещал, что «Аэрофлот» вернется к обсуждению сделки. Действующий президент заявил, что предложенные условия приемлемы для российской стороны, и председатель совета директоров «Аэрофлот», помощник президента РФ Виктор Иванов уже выразил готовность возобновить переговоры.
Напомним, что «Аэрофлот» уже участвовал в тендере на покупку Alitalia в консорциуме с итальянским банком UniCredit, однако в июне 2007 года отказался от дальнейшего участия, посчитав покупку на выдвинутых условиях неоправданным шагом. В марте 2008-го после безуспешных переговоров с профсоюзами от участия отказался последний участник тендера — Air France-KLM. На прошлой неделе гендиректор «Аэрофлот» Валерий Окулов в очередной раз заявил, что информация о положении Alitalia не вселяет оптимизма для возвращения к переговорам. Однако заняться оздоровлением итальянского национального авиаперевозчика готов частный акционер «Аэрофлота» — «Национальная резервная корпорация» (НРК), контролирующая 30% акций авиакомпании. У НРК также есть опыт управления европейским авиаперевозчиком — подконтрольной Blue Wings.
За прошедший год ситуация в Alitalia ухудшилась. Рыночная капитализация компании упала с начала 2007-го на 44,6% — до ?832 млн. Чистый убыток за первое полугодие 2007 года составил ?211 млн, чистый долг на 30 июня 2007-го — ?988 млн.
Председатель совета директоров НРК Александр Лебедев рассказал, что накануне визита президента в Италию выдвинул руководству страны такое предложение. Лебедев считает, что «Аэрофлот» не стоит принимать на себя серьезные риски, связанные с покупкой Alitalia, а лучше сосредоточиться на модернизации собственного флота и строительстве Шереметьева-3. При участии крупных банков и правительства Италии, которому предстоит договориться с профсоюзами, частные акционеры готовы принять на себя все риски, в качестве конечного участника сотрудничества рассматривая все же «Аэрофлот». «У нас есть не только деньги, но и лизинговая компания (швейцарская Alpstream AG)»,— напоминает Александр Лебедев. По его словам, это поможет решить проблему модернизации флота Alitalia.
Руководитель аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что такое сотрудничество может быть эффективным, но вряд ли станет реальностью. «Вопрос чрезвычайно политизированный. Частную компанию, пусть и акционера «Аэрофлота», итальянцы вряд ли захотят видеть в качестве совладельца национального перевозчика»,— сомневается эксперт. При этом и «Аэрофлот» едва ли сможет реализовать проект с полной отдачей, полагает Пантелеев. Профсоюзы Alitalia не пошли на уступки Air France-KLM, и, если власти Италии не пойдут на более жесткие переговоры с профсоюзами, ситуация не изменится.