По данным газеты «Коммерсант», главный аэропорт Камчатки — Елизово в Петропавловске-Камчатском внесен в план приватизации Камчатского края на 2017 год, решение было принято заксобранием в середине апреля 2017 года по предложению губернатора Владимира Илюхина.
Предположительно, планируется продать 100% акций АО "Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский" за 355,6 млн руб., для этого он будет внесен в качестве вклада в уставный капитал АО "Корпорация развития Камчатского края".
Об интересе к объекту уже заявили ведущие инвесторы аэропортового сегмента — "Базэл" Олега Дерипаски и "Аэропорты регионов" Виктора Вексельберга. Инвестиции в аэровокзальный комплекс оцениваются почти в 10 млрд руб., но проект привлекает тем, что в Елизово в 2016 году завершилась реконструкция взлетно-посадочной полосы (ВПП) и модернизировано аэронавигационное оборудование.
Аэропорт Елизово в 29 км от Петропавловска-Камчатского имеет ВПП длиной 3,4 км, может принимать любые воздушные суда. В 2016 году АО "Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский" объединило почти всю деятельность в аэропорту. Выручка в 2016 году — 136 млн руб., убыток — 32 млн руб. В 2016 году обслужил 617 тыс. человек (рост на 2,5%, 35-е место в России).
Как пояснили в правительстве Камчатки, аэропорт решено приватизировать "в связи со сменой способа реализации инвестпроекта развития". Предполагается строительство до 2035 года аэровокзала стоимостью от 9,4 млрд руб. (первая очередь — 3,1 млрд руб.). По прогнозам края, к 2025 году пассажиропоток может возрасти до 1,25 млн человек в год, к 2035 году — до 1,77 млн.
Край готов дать 1,3 млрд руб. на строительство подъездных путей и коммуникаций, на Елизово могут распространиться налоговые льготы и преференции "свободного порта".
Строить новый аэровокзал регион планирует с 2015 года, когда "Красаэропроект" сделал проект трехэтажного терминала на 22,6 тыс. кв. м с пропускной способностью 400 человек в час рядом с действующим аэровокзалом.
В июне 2016 года господин Илюхин говорил, что строительство планируется начать до конца года, а осенью было заявлено, что конкурс по выбору инвестора будет объявлен в декабре. Пока конкурс не объявлен, но губернатор сообщил, что переговоры с потенциальным инвестором ведутся.
Аэропортовым холдингам давали информацию об условиях сотрудничества по Елизово, этапах строительства и инвестициях в октябре 2016 года.
В "Аэропортах регионов" (входят в "Ренову") заявили, что проект развития Елизово интересен и компания изучает возможность участия. Но размер инвестиций, сроки и прочие параметры зависят от условий, которые сформулирует край.
В "Базэле" пояснили, что Елизово "интересен как авиаузел с потенциалом роста за счет турпотока". Проект может требовать корректировок с учетом прогнозов роста пассажиропотока и объективных ограничений аэропорта в возможностях привлечения финансирования, говорят в "Базэле".
В компании добавили, что собственник аэропорта "проводит достаточно прозрачную политику взаимодействия с потенциальными инвесторами и адекватно воспринимает их оценки".
Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов отмечает, что проект чреват некоторыми рисками: "Строительство на Камчатке неизбежно повлечет за собой высокие транспортно-логистические издержки".
Окупаемость проекта, добавил он, напрямую зависит от того, как будет развиваться регион, а пока туризм здесь отличается высокой сезонностью и недостаточно развитой инфраструктурой.
Один из депутатов заксобрания Камчатского края заявил, что "такой "золотой" аэровокзал в нетранзитном аэропорту никогда не окупится и не приблизится к планке рентабельности", "даже если туризм будет развиваться семимильными шагами".
Он отметил, что стоимость терминала "выше, чем в аэропорту Владивостока, который строили к саммиту АТЭС-2012, практически не считая денег (в 2009-2012 годах было вложено 7,5 млрд руб.)".