Администрация Сургута (ХМАО) намерена передать в собственность автономного округа аэровокзальный комплекс международного ОАО «Аэропорт Сургут». О подготовке соответствующих документов рассказал глава Сургута Дмитрий Попов.
Смена собственника необходима для участия аэропорта в окружных инвестиционных программах, за счет которых будет проведена его реконструкция и увеличена пропускная способность объекта. Эксперты считают передачу объекта окружным властям вынужденной мерой для сохранения работоспособности стратегического объекта.
О передаче в собственность правительства ХМАО имущественного комплекса международного аэропорта «Сургут» (принадлежит городским властям) и безвозмездной передаче 19% долей в ОАО «Аэропорт Сургут» (оператор аэропорта) в ходе пресс-конференции сообщил глава Сургута Дмитрий Попов. По его словам, вопрос о передаче зданий аэровокзального комплекса поднимался четыре года назад, в 2011 году.
«Здание аэровокзала требовало реконструкции, но муниципалитет не мог это финансировать. На тот момент были подготовлены соответствующие документы, произведена оценка, однако все процедуры были во времени затянуты. А авиакомпания UTair, которая должна была стать основным инвестором по покупке объекта, оказалась на грани банкротства. Затем наступил кризис.
В итоге мы пришли к выводу, что решить вопрос можно передачей доли муниципалитета в собственность ХМАО. В результате аэровокзал попадет в окружной инвестиционный проект с емкостью около 2 млрд рублей, за счет чего может быть проведена реконструкция аэропорта», — заключил мэр.
По словам гендиректора ОАО «Аэропорт Сургут» Евгения Дьячкова, в первую очередь аэропорт требует решения проблем с международными рейсами. «У нас сейчас действует одноканальная схема пункта пропуска через госграницу (обслуживание пассажиров возможно лишь в одну сторону — на прилет или вылет. — „Ъ”). Из-за этого мы можем обслуживать лишь восемь международных рейсов в день», — пояснил господин Дьячков.
ОАО «Аэропорт Сургут» создано в 1994 году. Головное подразделение — аэропорт Сургута (с 2001 года является международным). Кроме того, компания владеет аэропортом Ноябрьска, Березово, Талакана и пятью посадочными площадками на территории Тюменской области.
По данным годового отчета за 2014 год, компания обслужила более 1,9 млн пассажиров (из них аэропорт Сургута — более 1,3 млн человек).
Аэропорт выполняет региональные рейсы, а также рейсы в центральную часть России. Международные рейсы в основном чартерные, однако имеются регулярные в ближнее зарубежье.
Акционеры, по данным Росстата на май 2015 года, — департамент имущественных и земельных отношений администрации Сургута (19%), ООО «Валенто» (24%), ООО «Солар» (24%), авиакомпания UTair (8%), авиакомпания «Когалымавиа» (5%), ООО «Газпром трансгаз Сургут» (5%) и физические лица (15%).
Как пояснили 17 июля „Ъ” в правительстве ХМАО, окружные власти уже передали в администрацию Сургута акты о приемке-передаче имущественного комплекса. «Как только городские власти подпишут документы, в течение месяца перевод имущественного комплекса будет завершен», — отметили в пресс-службе губернатора ХМАО Натальи Комаровой.
В правительстве уточнили, что передача аэропортового комплекса проходит в соответствии с окружным планом консолидации авиационных активов, который предполагает государственный контроль за эффективностью развития всего аэропортового хозяйства округа (в соответствии с концепцией, в 2011 году в собственность округа перешел аэропорт Урай).
По мнению экспертов, смена собственника аэропортового комплекса вполне закономерна в нынешней экономической ситуации.
«Власти обязаны заниматься социальной задачей по развитию транспортной доступности, а сейчас пассажиропоток падает даже в больших аэропортах, не говоря об аэропортах северных регионов, которые не являются прибыльными. Привлечь туда частных инвесторов сложно, а сохранить работоспособность нужно.
Поэтому я считаю, что передача аэропорта окружным властям — вынужденная мера», — отметил главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий.