О переговорах по продаже Nobel Oil РБК рассказал источник, близкий к компании, и подтвердили источники в нескольких крупных и средних нефтяных компаниях. По словам нескольких собеседников РБК, компания продается уже несколько лет. Но один из них слышал, что новый раунд переговоров начался несколько месяцев назад. Это подтвердил управляющий директор Advance Capital Карен Дашьян, выступающий консультантом Nobel Oil по продаже компании. По его словам, due diligence начался в августе.
Nobel Oil, созданная на базе «Нефтуса» и «Колванефти» в 2000 году, владеет лицензиями на разведку и добычу нефти на семи месторождениях и двух поисковых блоках в Тимано-Печоре и Ханты-Мансийском автономном округе. Еще в 2009 году компания привлекла двух иностранных инвесторов – китайский государственный инвестфонд China Investment Corporation (CIC) и гонконгскую инвестгруппу Oriental Patron, которые получили 45 и 5% соответственно. Тогда в общей сложности они вложили в компанию $300 млн: $100 млн пошли на оплату акций, $50 млн – на ее операционное развитие, еще $150 млн – на развитие и приобретение нефтяных запасов. Еще 50% осталось у основателя и председателя совета директоров компании Григория Гуревича.
Тогда же стало известно, что долю в Nobel Oil может получить еще один инвестор из Китая – гонконгский холдинг Kaisun Energy, который подписал меморандум о возможной сделке, но она так и не состоялась. В 2011 году Nobel Oil планировала IPO, но из-за состояния фондовых рынков размещение было отложено.
CIC – финансовый инвестор, его горизонт инвестирования – три–пять лет, говорит Дашьян. В этой связи в том числе и возникло желание у акционеров провести переговоры с потенциальными инвесторами. К тому же компания достигла существенных размеров для независимого частного игрока, для того, чтобы реализовать весь возможный потенциал, требуются значительные инвестиции, добавляет он.
Общая добыча Nobel Oil в 2013 году составила 772 тыс. т, в этом году ожидается на уровне 820 тыс. т с учетом начала бурения в ХМАО. Из девяти месторождений в активной разработке пока находится только Южно-Ошское месторождение в Коми (Тимано-Печора), в результате ввода в эксплуатацию новых месторождений к концу 2015 года добыча должна составить 1,9 млн т, а к концу 2017 года – превысить 4,5 млн т в год, рассказывает Дашьян. Существенная часть планов компании по дальнейшему наращиванию объемов добычи связана с разработкой месторождений в Западной Сибири (ХМАО – Западно-Каренское, Ямское, Северо-Чупальское и Северо-Ютымское). Все эти месторождения хорошо изучены геологически и обладают доступом к объектам транспортной инфраструктуры, что позволяет достаточно быстро ввести эти месторождения в эксплуатацию, продолжает собеседник РБК. Активную разработку месторождений в ХМАО компания начала в 2014 году, первая скважина на Северо-Ютымском месторождении дала приток безводной нефти 160 т.
Запасы Nobel Oil составляют 70,2 млн т (по категории С1+С2), по оценкам компании, их можно увеличить до 143 млн т. Выручка Nobel в 2013 году составила $271 млн (по МСФО), увеличившись на 7,5% по сравнению с 2012 годом. Маржа по EBITDA составила 27% (29% в 2012 году). Общий долг компании, по словам Дашьяна, составляет около $200 млн.
Компания реинвестирует практически всю полученную прибыль, а также привлекает заемные денежные средства преимущественно в России, передал РБК через своего представителя Гуревич. Решение о продаже еще не принято, но продажа возможна, сказал он. Он утверждает, что может продать свою долю, если будут приобретаться все 100% и оценка «устроит акционеров». По его словам, в последнее время акционеры видят явный интерес к Nobel Oil, но деталей не уточнил.
Представители CIC и Oriental Patron не ответили на запросы РБК.
Дашьян добавил, что больше всего интерес к компании проявляют «Газпром нефть», «Роснефть» и «Нефтиса» Михаила Гуцериева. Есть еще несколько претендентов средних независимых российских компаний, а также китайские и индийские стратегические игроки и венгерская MOL, сказал он. Если применить мультипликаторы сделок с «Самаранафтой» (весной 2013-го ее купил ЛУКОЙЛ за более $2 млрд) и «Бурнефтегазом» (весной 2014 года «Башнефть» заплатила более $1 млрд) по запасам и добыче, то оценка компании составляет $1,5–1,7 млрд. Но с учетом текущего состояния финансовых рынков акционеры готовы обсуждать «структурирование сделки во времени», замечает он. Если акционеры не получат справедливой оценки в ходе переговоров, то они готовы и дальше самостоятельно развивать актив.
Представители «Роснефти», «Газпром нефти», ЛУКОЙЛа, а также Exillon и «Русь-Ойл» Алексея Хотина отказались от комментариев. Представители MOL и «Нефтисы» не ответил на запросы РБК. А представитель «Русснефти», как и «Нефтиса», принадлежащей Михаилу Гуцериеву, заявил, что Nobel Oil – «это точно не к нам». В ФАС пока не поступало ходатайств о покупке этой компании, сказал РБК руководитель управления службы Дмитрий Махонин.
В зависимости от сценариев развития ситуации (подтвердятся ли запасы компании) Nobel Oil можно оценить в диапазоне от $250–300 до $1 млрд, говорит аналитик «Уралсиб Кэпитал» Алексей Кокин. По сравнению с последними крупными сделками рыночная ситуация сильно ухудшилась, а цена на нефть уже не кажется высокой, замечает он. Но у акционеров компании есть надежда на богатых покупателей.
Добыча Nobel Oil находится на начальном уровне, еще потребуются значительные инвестиции в ее увеличение, говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Он считает, что для оценки компании правильно использовать 1,6–2 показателя запасов (в пересчете на баррели), то есть 100% Nobel Oil можно оценить в $800 млн – $1 млрд (без учета долга). С 2008 года коэффициент стоимость/запасы для нефтегазовых компаний в среднем составлял 1,9. Но реальная стоимость может существенно отличаться от этой оценки в зависимости от качества активов и геологической проработанности, оговаривается Полищук.
А партнер Greenwich Capital Лев Сныков считает, что Nobel Oil – «штучный актив», работающий в ключевых нефтегазовых провинциях России c доступом к инфраструктуре, может быть интересен любому мейджору в поисках роста. То, что компания находится лишь на начальной стадии добычи, он называет преимуществом: этот показатель может вырасти в пять–семь раз. Для оценки Nobel он предлагает оценивать запасы компании в $3 за баррель, то еcть 100% может стоить $1,5 млрд.