Кроме того, структура сделки предполагает, что Rex Global готова взять на себя часть долгов Yota Devices перед Telconet: $7 млн по кредиту кипрской Yota Devices (впоследствии сумма может еще вырасти – до $15 млн) и $27 млн, которые занимала другая «дочка», зарегистрированная на Британских Виргинских островах. Деньги на новую сделку Rex Global планирует собрать, разместив дополнительный выпуск акций – 25 млрд. бумаг номиналом 0,032 гонконгского доллара.
Rex Global подписала договор купли-продажи с Yota Devices еще 8 октября прошлого года. Изначально предполагалось, что компания приобретет у Telconet 64,9% акций за $100 млн. Также компания должна была получить опционы на доли других акционеров Yota Devices и погасить долг производителя перед Telconet на сумму до $7 млн.
Однако сделку в такой конфигурации заблокировала Гонконгская фондовая биржа, посчитав, что сделка с Telconet может представлять собой так называемое обратное поглощение, когда объект покупки стоит больше, чем сам покупатель. В результате 23 декабря 2015 года и 29 марта 2016 года в договор были внесены правки.
Как уточнили в Marsfield (управляет активами Telconet), они рассчитывают, что сделка будет закрыта до конца апреля. «Мы выбрали как инвестора Rex Global, поскольку компания не только предложила наиболее привлекательные условия, но и верит в стратегию Yota Devices и перспективы ее дальнейшего развития»,— отметила директор Marsfield Екатерина Лапшина.
После этого в собственности Telconet останется 34,9% Yota Devices. Впрочем, ранее госпожа Лапшина говорила, что фонд является финансовым инвестором и, если поступит выгодное предложение, он рассмотрит возможность продажи и оставшегося пакета.
Гендиректор YotaDevices Владислав Мартынов пояснил выбор нового акционера компании.
- Что означает сделка - Yotaphone станет китайским смартфоном?
- На глобальном рынке понятие национальности продукта давно ушло в прошлое. У российских акционеров остается 70% Yota Devices, и если определять национальность продукта по мажоритарному инвестору, смартфон остается российским. Развивать телефон и проводить исследования и разработки (R&D) будет российская команда.
Если через пару лет какие-либо китайские инвесторы захотят увеличить долю до контрольной, то в Китае Yotaphone все равно будут считать российским: все знают, что этот тот самый телефон, который Владимир Путин подарил председателю Госсовета КНР Си Цзиньпину.
- На какие объемы производства и продажи рассчитывают китайцы, получая условия пользования патентами и торговой маркой в течение семи лет? Сколько патентов сейчас у Yota Devices?
- У нас 40 патентных заявок и 50 выданных патентов. В следующем году мы планируем продать более миллиона устройств.
- В России с кем-то пытались разговаривать?
- Интерес был большой, но фонды сказали: ваша модель развития предполагает, что основной доход вы рассчитываете получать в Китае - внешняя ситуация сделала этот рынок безальтернативным, значит вам нужно иметь китайского партнера, иначе вы не сможете там работать. На тот момент мы уже наняли команду в Китае, локализовывали продукт и были готовы чтобы начать продажи YotaPhone-2.
Мы резко переключились на работу с китайскими инвесторами и достаточно быстро провели серию встреч и нашли финального кандидата, который проявил очень большой интерес к активу. Это и был REX.
Yota Devices выпускает модемы, роутеры и смартфоны YotaPhone, их особенность — наличие двух экранов, один из которых черно-белый, созданный по технологии электронных чернил (E-ink), и всегда включен. Штаб-квартира расположена в Москве, офисы — в России, Финляндии, Германии и Сингапуре (также готовится открыть в Канаде, Китае и США).
В Yota Devices входят несколько компаний Yota, зарегистрированных на Кипре, Британских Виргинских островах и Каймановых островах (последняя — холдинговая). Акционеры: фонд Telconet Capital Ltd Сергея Адоньева и Альберта Авдоляна (64,9%), Yota Holding госкорпорации «Ростех» (25,1%) и MTH, принадлежащая менеджменту Yota Devices (10%). К концу 2015 года Yota Devices реализовала 96 тыс. YotaPhone. Выручка по итогам девяти месяцев 2015 года — $15,88 млн, чистый убыток — $30,72 млн.