Вчера - 28 сентября 2015 года, истек срок рассмотрения оферты на покупку 75% плюс 1 акции "Трансаэро", направленной ею в начале сентября "Аэрофлоту". Такое решение содержалось в директиве правительства совету директоров "Аэрофлота" и было одобрено им 3 сентября.
Санацию "Трансаэро" за счет покупки "Аэрофлотом" контрольного пакета ранее одобрила межведомственная комиссия под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова. Проблемная компания уже перешла под управление санатора: ключевые посты в ней заняли менеджеры "Аэрофлота". Более того, активно обсуждаются схемы поглощения "Трансаэро" (например, вхождение в объединенную дочернюю компанию "Аэрофлота" вместе с другими компаниями группы).
Но сделка затормозилась на самом старте. Как говорят источники "Ъ", акционерам "Трансаэро" не удалось собрать требуемый пакет акций. Одной из причин, по их словам, стало то, что 25% акций перевозчика остаются в залоге у ВТБ.
Собеседник "Ъ" пояснил, что "банк устроил бы вариант реструктуризации задолженности перевозчика сроком на 15-20 лет, а не продажа за рубль".
В ВТБ "Ъ" заверили, что задержка с офертой не связана с позицией или действиями банка, а схему консолидации перевозчиков и переуступку права собственности на акции "Трансаэро" банк поддерживает и активно работает с другими кредиторами над реструктуризацией ее задолженности.
Срыв сроков может быть связан и с тем, что миноритарии "Трансаэро" не спешат избавляться от акций. Один из них — совладелец аэропорта Внуково Виталий Ванцев (владеет 4,5% "Трансаэро") — сообщил 28.09., что для покупки компании требуется собрать акции основных акционеров и, возможно, миноритариев. По его словам, они могут получить акции новой компании, консолидированной с дочерними перевозчиками "Аэрофлота".
Господин Ванцев назвал два новых дедлайна — 1 октября и 1 декабря, когда стратегически будет понятна конфигурация и схема санации компании. К 1 октября, по его словам, банки, "Аэрофлот" и правительство должны утвердить все договоренности, речь также идет о реструктуризации задолженности (для этого создана рабочая группа, финансовым консультантом выступает Сбербанк).
Источники "Ъ" в банках-кредиторах "Трансаэро" говорят, что закрытие сделки не связано напрямую с реструктуризацией долга (более 250 млрд руб.). "Процессы могут идти параллельно",— говорит один из них. В то же время собеседники "Ъ" отмечают, что мнения кредиторов разнятся, а представители "Трансаэро" не выходят на связь с банками.
В середине сентября руководители десяти банков направили письмо Игорю Шувалову, в котором выразили обеспокоенность возможным списанием части долгов "Трансаэро". Авиакомпания должна этим банкам не менее 38,7 млрд руб. Они предложили выдать "Трансаэро" или "Аэрофлоту" синдицированный кредит с участием кредиторов в размере банковских долгов "Трансаэро" (около 80 млрд руб.), долги не дисконтировать и выдать госгарантии минимум на 50% долга.
Источники "Ъ", близкие к ситуации, говорят, что если договоренности с кредиторами будут достигнуты, то государство готово дать гарантии под обязательства "Аэрофлота", речь может идти о 85 млрд руб. Это обсуждалось и при принятии решения по покупке "Трансаэро".
Один из собеседников "Ъ" говорит, что "тема госгарантий могла подниматься в ходе обсуждения санации, но исключительно в рамках дискуссии", окончательных решений по господдержке "Аэрофлота" не принято, нет и его обращения.