К середине июля российские власти должны совместно с Комитетом министров Совета Европы определить алгоритм исполнения этого решения. Акционеры ЮКОСа (их представляют Yukos Universal Limited и Hulley Enterprises Limited, по их собственным данным, они владеют 58,9% акций компании и претендуют на 1,1 млрд евро из назначенной ЕСПЧ компенсации) написали в Комитет министров обращение, что начать обсуждение плана следует уже сейчас. Комитет министров установил над этим делом расширенный надзор. Документ опубликован на сайте комитета.
В обращении говорится, что российские власти должны представить согласованный с Комитетом министров план в сжатые сроки; что в нем должны быть предусмотрены выплаты всем акционерам ЮКОСа из реестра на момент ликвидации компании; что это должен быть прозрачный и эффективный алгоритм, учитывающий международный состав акционеров и тот факт, что много акций либо принадлежало номинальным компаниям (в том числе самим Universal Limited и Hulley Enterprises), либо размещено в АДР.
Пытаясь оспорить решение в Большой палате Евросуда, Россия жаловалась, что ее наказывают дважды за одно и то же: незадолго до решения ЕСПЧ постоянная палата Третейского суда в Гааге признала банкротство ЮКОСа нарушением Энергетической хартии и обязала Россию выплатить Hulley, Yukos Universal и Veteran Petroleum $50 млрд.
Суд не принял аргументов России, но Yukos Universal и Hulley обещают, что, если получат компенсацию, назначенную ЕСПЧ, учтут ее при определении суммы, которую Россия должна им по решению Гааги.
Участник российской делегации в ЕСПЧ говорит, что характер исполнения дела ЮКОСа не был вчера предметом устных слушаний – обсуждались чеченские дела.
Об обращении акционеров ЮКОСа российской стороне известно, документы доведены до руководства Минюста и изучаются. Руководитель аппарата уполномоченного России в ЕСПЧ Андрей Федоров сказал «Ведомостям», что срок предоставления плана исполнения решения суда истекает 16 июля, согласовывать его Россия должна с Комитетом министров, а не с кем-либо еще.
Минюст официально сообщал, что Конституционный суд России подтвердил правомерность тех действий российских органов власти в отношении ЮКОСа, которые признаны ЕСПЧ нарушением хартии. Это дает возможность российским властям обратиться в Конституционный суд, который (по его же решению) один имеет право определить способы реализации решения международной инстанции.
Владимир Энтин, адвокат МКА «Клишин и партнеры», считает, что предложение акционеров ЮКОСа свидетельствует лишь о том, что две международные судебные инстанции – ЕСПЧ и трибунал в Гааге – встали на скользкий путь, ведущий к конфликту юрисдикций.
По общему правилу, знает он, один из международных судов должен был отказаться от дела, которое начал рассматривать другой. Сам по себе факт такого обращения свидетельствует: заявители не испытывают уверенности, что причитающееся им будет взыскано, заключает Энтин.
Интересное предложение, имеет смысл обсудить, возражает партнер King & Spalding Илья Рачков: Россия может снизить размер предъявленных ей требований на 1 млрд евро и не будет в «двоечниках» из-за отказа исполнять решение суда.
Технически вполне возможно заключить соглашение, которое не будет накладывать на Россию новых обязательств, уверен он, смогли же погасить задолженность перед Францией по облигациям Российской империи!
О мерах, принятых для устранения нарушений, которые ЕСПЧ выявил при рассмотрении жалобы ЮКОСа, Россия отчиталась еще в 2013 г., следует из документов Комитета министров. Претензии к действиям судебных приставов, по мнению российских властей, должны быть сняты после принятия закона «Об исполнительном производстве».
Расширены возможности судов сокращать исполнительный сбор или отсрочивать его уплату, а должников – оспаривать сумму и действия приставов: в ответе приведены конкретные примеры таких решений российских судов.