«Норильский никель» ведет переговоры о продаже своей доли в ботсванском предприятии Tati Nickel (85%) с местной госкомпанией BCL (Bamangwato Concessions Limited). Об этом сообщил «Известиям» Мэк Уильям (Mack William), директор по стратегии BCL. Также компания Владимира Потанина и Олега Дерипаски намерена продать местным госструктурам свою долю в самой BCL (6%).
— Переговоры с «Норильским никелем» о покупке компании Tati Nickel ведутся, но сказать, когда они будут окончены, мы не можем до официального объявления итогов переговоров. Также между правительством Ботсваны и «Норильским никелем» ведутся переговоры о продаже 6% доли «Норильского никеля» в BCL, — сказал Уильям.
— Россия находится на первом месте по запасам никеля, и продажа зарубежных активов не скажется на устойчивости бизнеса «Норникеля», — считает директор аналитического центра «Русмет» Виктор Ковшевный. — Что касается потенциальных покупателей, то главный интерес будет, конечно, у Китая, который вышел в мировые лидеры по производству никеля. Еще интерес в порядке убывания может быть у Индии и Южной Кореи.
Но, по словам источника в Tati Nickel, «единственная компания, с которой «Норильский никель» ведет переговоры о продаже Tati Nickel, — это компания BCL». От других компаний предложений на покупку актива не поступало, добавил собеседник.
В «Норильском никеле» от комментариев отказались. Компания в рамках акционерного соглашения, заключенного в 2012 году после затяжного конфликта собственников, обильно выплачивает дивиденды. За 2013 год компания перечислила рекордные дивиденды в размере 63,43 млрд рублей, это порядка 90% чистой прибыли компании. На этом фоне в 2014–2015 годах ГМК «Норильский никель» намерена избавиться от ряда зарубежных активов, которые отнесены к непрофильным, и выручить $1 млрд. В мае этого года исполнительный директор «Норникеля» Павел Федоров заявил, что компания с начала года выручила приблизительно $150 млн от продажи непрофильных активов. Из них $50 млн — от миноритарных долей в российских энергетических компаниях (таких как «РусГидро», «Россети», МРСК Северо-Запада, ТГК-6, «Квадра», ТГК-2, ТГК-9, ОГК-2, «Э.ОН Россия», «Мосэнерго» и Волжская ТГК) и $20 млн — за золоторудные активы в Австралии.
«Норильский никель» получил 85% акций ботсванского предприятия Tati Nickel и 50% южноафриканской компании Nkomati в результате сделки по покупке канадской компании LionOre Mining International Ltd за $6,7 млрд в 2007 году. Оставшаяся 15-процентная доля в предприятии Tati Nickel принадлежит правительству Ботсваны, а 50% акций Nkomati владеет ARM (African Rainbow Minerals) — ведущее горнодобывающее предприятие в Африке. Покупателя второго африканского актива «Норильского никеля» — Nkomati выяснить не удалось, однако, как сообщили «Известиям» в ARM, предложений от российской компании о продаже своей доли к ним не поступало. Мэк Уильям из BCL сообщил, что его компания не рассматривает покупку Nkomati.
Предприятие Tati Nickel включает никелевый рудник открытого типа Phoenix (запас руды 27 млн т), рудник подземной добычи (законсервирован), а также обогатительную фабрику мощностью 5 млн т в год. Все полученные концентраты Tati Nickel перерабатываются в плавильном заводе BCL, расположенном в 200 км от обогатительной фабрики. Во II квартале 2014 года предприятие произвело 1,6 тыс. т никеля в концентрате, что на 7,8% ниже, чем в I квартале этого года. Падение производства на предприятии вызвано снижением содержания никеля в добываемой руде.
Nkomati — единственное предприятие в ЮАР по производству первичного никеля. В первом полугодии 2014 года на предприятии было добыто 6 тыс. т концентрата никеля, и здесь тоже наблюдается снижение производства, вызванное сокращением содержания металла в руде. Объем инвестиций «Норникеля» в южноафриканскую компанию Nkomati с момента ее приобретения составил $200 млн, в производство Tati российская компания вложила по меньшей мере $30 млн.
По мнению Виктора Капустянского, специалиста отдела доверительного управления «КИТ Финанс Брокер», «Норильский никель» не сможет выручить значительную сумму с продажи африканских предприятий, речь идет о суммах на уровне нескольких сотен миллионов долларов за Tati, столько же — за Nkomati.
Кроме них «Норникель» планирует избавиться от австралийских рудников Honeymoon Well (одно из крупнейших в мире сульфидных месторождений), Lake Johnston. Местные рудники Black Swan и Black Silver были проданы в июле за $1,5 млн компании Poseidon Nickel Ltd, ранее был найден покупатель (Wingstar Investments Pty Ltd) на рудники Avalon и Cawse, а в начале года «Норникель» расстался с австралийскими золоторудными проектами. Кроме того, предстоит продажа крупного пакета в российской энергетической компании «Интер РАО» (13,2%). При этом у «Норникеля» остается предприятие в Финляндии — Harjavalta. Павел Федоров заявлял, что этот актив ГМК продавать не намерена.