«Думаю, что если до конца года сделка не состоится, есть риски, что она вообще не состоится. Потому что раз в квартал совет директоров Sсhlumberger принимает решение о продлении мандата на три месяца, и каждый раз это тема для обсуждения: что мешает, что нужно.
И совет директоров, естественно, хочет услышать от менеджмента, в каком состоянии находится сделка, почему она не закрывается и так далее, а совет директоров голосованием решает этот вопрос», — сказал он журналистам.
«Трудно сказать, какие могут появиться настроения, например, после введения очередного пакета санкций. Нельзя говорить, что заявка Schlumberger вечная, я это имею в виду», — отметил Шохин.
По мнению президента РСПП, главный интерес EDC в сделке — не в ней самой, а в технологиях, которые сейчас доступны только от Schlumberger, и включают способ повысить уровень извлечения нефти на 30%.
«Все понятно, и понятно, как может вырасти капитализация компании после вхождения Schlumberger, и как она может на российском рынке позиционироваться. Для Schlumberger это нужно как площадка для реализации своих технологий. Schlumberger все равно остается в России», — заметил Шохин.
Российские власти больше года рассматривают повторную заявку Schlumberger на покупку доли в EDC. В 2015 г. ФАС затянула согласование сделки, и в итоге она не состоялась.
Летом 2017 г. Schlumberger просила одобрить покупку 51% EDC, но в начале этого года снизила планку до 50% минус 1 акция и структурировала сделку так, что у самой Schlumberger доля в компании будет меньше 25%, остальное будет принадлежать ее пенсионному фонду.
Помимо этого, Schlumberger обязалась не только продать долю в EDC, если США усилят санкции против российского нефтегазового сектора, но и оставить в российской компании свои технологии.
В конце октября руководитель ФАС Игорь Артемьев заявил, что правительственная комиссия по иностранным инвестициям примет решение по сделке в течение двух недель, а шансы на одобрение сделки повысились. С тех пор новостей о сделке не было.
EDC — крупнейшая буровая компания России. Помимо комплексных услуг по наземному бурению, она способна работать и на шельфе. В 2015 г. она провела обратный выкуп акций и делистинг.
По данным на конец 2014 г., 30,2% акций EDC принадлежало директору компании Александру Джапаридзе, 22,4% – Александру Путилову. Небольшой пакет принадлежит президенту «Лукойла» Вагиту Алекперову.