По данным газеты «РБК daily», основной акционер банкротящегося Amtel — «Альфа-Групп» (владеет 25% акций) начала выстраивать схему конвертации долгов шинного холдинга в его акции. В октябре одно из предприятий — завод «Амтел-Поволжье» — планирует выпустить дополнительные акции, которые, по всей видимости, и будут предложены кредиторам. При этом предлагается, что сама «Альфа» и те кредиторы, которые согласятся на такую конвертацию, вложат средства в оборотный капитал (по оценке «Альфа», требуется $30 млн.) и капитальные затраты, необходимые Amtel. Последние «Альфа» оценивает в $30—50 млн.
Почву для реализации этого предложения в самой Amtel уже начали готовить. 4 сентября этого года совет директоров «Амтел-Поволжье» (шинный завод в г. Кирове, наряду с «Амтел-Черноземье» принадлежит ОАО «Амтел-Фредештайн» — единственному активу Amtel N. V.) вынес на рассмотрение созываемого 8 октября внеочередного собрания акционеров вопрос об увеличении уставного капитала общества. Его планируется увеличить на 175 млн руб. (на 63,6%) путем проведения допэмисиии акций (700 тыс. штук) по закрытой подписке в пользу Argenta Ventures Inc. и Onyx Financial Consultants (зарегистрированы на Британских Виргинских островах). Ожидается, что затем акции допэмиссии будут предложены кредиторам.
Согласно отчетности «Амтел-Поволжье», около 64% акций предприятия заложено в «Сбербанк» и «Номос-банк». Исходя из документов «Амтел-Фредештайн», их залоговая стоимость — 3,42 млрд руб. Под это обеспечение «Амтел-Черноземье» получила кредит на 1,68 млрд руб. в ОАО «Сбербанк», а сама «Амтел-Фредештайн» — на 350 млн руб. в «Сбербанк» и €40 млн. в «Номос-банк». Банки уже подали иски о взыскании этих сумм с процентами. Но сейчас на всех трех основных компаниях Amtel в России введена процедура наблюдения. Эта стадия длится около полугода: за это время формируется реестр требований кредиторов, проводится ревизия имущества общества, определяется его платежеспособность и т.п.
Amtel-Vredestein N.V до недавнего времени являлся одним из ведущих производителей шин в Европе и России. В настоящее время компания реализует шины для легковых автомобилей под брендами VREDESTЕIN, AMTEL и MALOYA, выпускаемые на российских заводах в Воронеже и Кирове. На последних введена процедура наблюдения .«AV-TO», розничное подразделение компании, является ритейлером и дистрибьютором на российском рынке шин и автозапчастей. За 2008 год выручка компании составила $881 млн, убыток – $446 млн. Долг Amtel-Vredestein на конец I квартала текущего года — $528,6 млн.
Эксперты не раз отмечали, что реструктуризация долга «Амтел» для банков лучше банкротства. Дело в том, что в очереди кредиторов они будут последними, причем на погашение их требований будет направлено не более 70% средств, вырученных от реализации залога. Однако, по мнению аналитиков, шансов на согласие банков-кредиторов немного. У предложения обменять долги на акции низкая привлекательность, так как в результате банки из кредиторов перейдут в еще более незащищенную категорию — акционеров холдинговой компании — и фактически выпадут из очереди кредиторов, — поясняет он. — В свою очередь, другие кредиторы, напротив, могут улучшить свое положение за счет уменьшения общего объема требований.