По данным газеты «Ведомости», «Альфа-групп» заблокировала распродажу активов «Амтел-Поволжье», на которой настаивал «Сибур». Благодаря долгам завода перед родственными компаниями «Альфе» удалось получить контроль над банкротством предприятия.
«Amtel была передовиком: первой сумела после кризиса 1998 г. аккумулировать активы, добежать до Лондонской биржи, набрать безумное количество долгов и, видимо, одной из первых должна будет от этого умереть», — прогнозировал год назад бывший гендиректор компании Петр Золотарев. И действительно: за долги уже продан голландский завод Vredestein Banden (индийской Apollo Tyres), летом российская холдинговая компания «Амтел-Фредештайн» и оба завода — «Амтел-Поволжье» и «Амтел-Черноземье» оказались в процедуре наблюдения.
Но, похоже, основной акционер шинного холдинга — «Альфа-групп» сдавать актив так просто не собирается. В пятницу собрание кредиторов кировского «Амтел-Поволжье» решило ввести на заводе процедуру внешнего управления. «За» проголосовали более 70% кредиторов завода (с суммой долга более 2,6 млрд руб.): «Альфа-банк», структуры «Амтел-Фредештайн», «ВТБ Северо-Запад», «Промсвязьбанка», «Коммерцбанка (Евразия)». При этом остальные кредиторы (948,8 млн руб.), в том числе «Сибур — русские шины», «Петрокоммерц» и «Сбербанк лизинг», были за конкурсное производство.
На собрании также был сформирован совет кредиторов, который теперь будет управлять заводом. В его состав вошли два представителя А1, один — «Сибур — русские шины», а арбитражным управляющим остался Алексей Родин.
Введение внешнего управления — безусловное благо для завода, конкурсное производство в текущей ситуации не позволило бы сохранить предприятие. При внешнем управлении «Амтел-Поволжье», по мнению его руководства, должно продолжить развитие, в планах 40%-ный рост производства — до 4 млн шин в 2010 г.
Цель «Альфа-групп» — не допустить распродажи активов Amtel-Vredestein по частям, поэтому она будет бороться за введение внешнего управления и в других структурах «Амтела» — в ближайшее время собрания кредиторов должны пройти на воронежском заводе и «Амтел-Фредештайн».
Компания «Амтел» предпринимателя индийского происхождения Судхира Гупты начала свою деятельность в 1987 году, шинным бизнесом занялась в 1999 году. С момента основания компании и до августа 2007 года её крупнейшим акционером был предприниматель Судхир Гупта, одновременно занимавший пост председателя совета директоров. В августе 2007 года он продал большую часть принадлежавшего ему пакета акций.
Основными акционерами компании на июнь 2008 года являлись: структуры «Альфа-банка» (16,46%), инвестиционный фонд Temasek (9,01%), 67,82% — в свободном обращении в виде GDR. В 2005 году группа провела IPO на Лондонской фондовой бирже. В 2005 году после покупки голландского производителя шин Vredestein Banden российские и голландские шинные активы группы были объединены в компанию Amtel-Vredestein.
В конце июня 2008 года было объявлено о слиянии Amtel-Vredestein и другого крупного российского производителя шин компании «Сибур — русские шины» (100%-ной дочерней компании «Сибур-холдинга»). Планировалось, что сделка будет проведена в форме поглощения меньшей компанией большей: путём приобретения Amtel Vredestein акций «Сибур-Русские шины» в обмен на допэмиссию собственных акций. После этого доля нынешних собственников AV в акционерном капитале объединённой компании должна была составить 30-40%. В марте 2008 года эта сделка была отменена.
По решению окружного суда города Амвел (Нидерланды) от 29 апреля 2009 года компания Amtel-Vredestein N.V. признана банкротом. В мае 2009 года нидерландское предприятие Vredestein Banden было продано индийской компании Apollo Tyres за сумму порядка €150 млн., которая пойдёт на покрытие долгов.
Группа «Амтел-Фредештайн» в конце 2000-х годов являлась одним из пяти крупнейших производителей шин в Европе. В состав группы входили российское ОАО «Амтел-Фредештайн» (владеет Кировским и Воронежским шинными заводами), а также голландский производитель шин класса «премиум» Vredestein Banden (Tyres) B.V. Предприятия группы выпускали шины для легковых и грузовых автомобилей, сельскохозяйственной, авиационной и специальной техники, мотоциклов и велосипедов под марками Vredestein, Amtel и Maloya. Помимо производственных активов, компания владеет сетью комплексных центров автообслуживания «AV-TO».
«Кредиторы в случае введения внешнего управления теряют уверенность, что смогут вернуть свои деньги», - отмечает старший партнер юридической фирмы UST Артур Рохлин.
Конкурсное производство было бы шансом для «Сибура» получить контроль над активами «Амтела», к которому компания присматривается уже не первый год, говорит аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова, а теперь нужно будет договариваться с «Альфой», но цена вопроса будет совсем другой.