По данным газеты «Ведомости», инвестиционное подразделение «Альфа-групп» А1 разочаровалось в авиабизнесе. Оно выставило на продажу контрольный пакет авиакомпании-дискаунтера «Авианова».
А1 решила продать 51% долей в ООО «Авианова» еще в конце 2010 г. Покупателя активно ищут уже несколько месяцев. Доля в «Авианове» предлагалась, в частности, «Аэрофлоту». Но менеджмент «Аэрофлот» отказался от покупки. Компании сейчас не до этого — ей в ближайшее время предстоит принять от «Ростехнологий» шесть региональных авиакомпаний.
А1 хочет получить за долю в «Авианове» $70 млн. Вся «Авианова» оценивается в $150 млн. Долю в проекте готов приобрести бывший управляющий директор А1 Дмитрий Черняк. Деньги на сделку может предоставить сам бывший менеджер А1 и «первоклассные институциональные инвесторы», чьих имен он не называет.
А1 вместе с партнером — американским фондом Indigo Partners (49%) инвестировали в проект $65 млн. Этот бюджет уже потрачен, требуется еще $30-40 млн. А1 вкладывать в проект дополнительные деньги не настроена. В итоге компания уже несколько месяцев не получает финансирование — живет за счет собственных средств. Хотя, по прогнозам, проект выйдет в ноль в 2012 г. В результате компании пришлось отказаться от расширения парка с 6 до 10 самолетов Аirbus 320.
«Авианова» — проект российской инвестиционной компании «А1 Групп» (51% акций, входит в «Альфа-Групп») и американского инвестиционного фонда Indigo Partners (49% акций, также имеет доли в бюджетных авиакомпаниях Spirit Airlines, Tiger Airways и Wizz Air). Номинальным владельцем 51% акций «Авианова» является ООО «Луч», а 49% акций — кипрская компания «Эль Орбиса Инвестментс Лимитед», которая одновременно владеет 99,99 % акций ООО «Луч».
По состоянию на апрель 2011 года парк авиакомпании состоял из 6 воздушных судов типа Airbus A320. Все самолёты взяты в лизинг и зарегистрированы в Ирландии. Все самолёты имеют одноклассную компоновку на 180 мест. Сиденья кожаные, спинки кресел не откидываются. На самолётах Авиановы установлены уникальные для российского рынка двигатели International Aero Engines V2500. К 2015 году Авианова планирует увеличить флот до 50 самолётов.
География полётов авиакомпании Авианова охватывает европейскую часть России, а также Урал и Западную Сибирь и одно направление в Крым (Украина). Базовый аэропорт — Шереметьево. В 2011 году компания планировала сделать своим вторым базовым аэропортом петербургский «Пулково», но не договорилась о скидках, и приняла решение развивать в качестве второго базового краснодарский аэропорт «Пашковский». Любая из точек маршрутной сети находится не далее 2,5 часов полета (2 000 км) от базового аэропорта. Полёты из Пулково осуществляются по направлениям в Сочи, Краснодар, Архангельск, Екатеринбург и Калининград.
В связи со спецификой деятельности бюджетного перевозчика, авиакомпания продаёт билеты только на один сегмент перелёта (не гарантируя стыковки с другими своими рейсами). Минимальный тариф на большинстве направлений полётов «Авиановы» составляет от 250 рублей (без аэропортовых сборов и комиссии за бронирование).
На каждый рейс продаётся определённое количество мест по минимальному тарифу, при этом чем раньше бронируется билет, тем выше шанс приобрести дешёвый билет. При выкупе всех мест по минимальному тарифу в продажу поступает более дорогой тариф. Тарифы на сайте компании ниже, чем при покупке в колл-центре, кассе или в агентстве.
Низкая цена билетов компании обуславливается большой вместимостью салона, высокой топливной эффективностью двигателей International Aero Engines V2500 и высокой оборачиваемостью воздушных судов. Другим фактором низкой цены является то, что в тариф включён только минимальный набор услуг: перевозка пассажира, перевозка 10 кг ручной клади, в некоторых аэропортах существует возможность сдавать бесплатно, в качестве багажа ручную кладь, если её вес не превышает 10 кг.
Помимо тарифа, пассажиром при бронировании билета обязательно оплачиваются аэропортовый сбор установленный аэропортом, и комиссия за оформление брони (200 рублей). В итоге конечная цена полёта в обе стороны без дополнительных услуг может составлять от 1 352 руб.
Ждать прибыли от «Авиановы» не стоит еще долго, отмечает аналитик «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго. Авиаперевозки в целом не считаются доходным бизнесом. И с этой точки зрения выход А1 из проекта выглядит логичным, рассуждает эксперт. Тем более что «Альфа-групп» привыкла к крупным и прибыльным бизнес-проектам.