В середине октября финская Sanoma уведомила своего партнера, американскую Hearst, что получила так называемое обязывающее предложение от Питера Герви по ее российским активам, рассказали «Ведомостям» несколько человек, близких к переговорам. Герви, по словам собеседников «Ведомостей», предложил за российский бизнес Sanoma около 50 млн евро и эта цена устроила финских продавцов.
Сделки между Герви и Sanoma, даже предварительной, нет, утверждают они, но предложение Герви обязывающее, а значит, бизнесмен должен по первому требованию Sanoma подписать сделку и выплатить предложенную сумму. Герви подтвердил, что сделал предложение о покупке SIM, но предупредил, что до самой сделки еще далеко.
Sanoma объявила, что готова продать российские активы, прошлой осенью. После приобретения телевизионных каналов у нее образовался большой долг, доходы ее падали, поэтому Sanoma решила продать все активы, кроме ключевых, — это подразделения в Нидерландах и Финляндии, а также бизнес по выпуску учебной литературы.
В России финская компания владеет частью издательского дома Sanoma Independent Media. Это один из крупнейших издательских домов в России. Операционно издательский дом действует как единое целое, но состоит из нескольких юридических лиц, в каждом из которых у Sanoma имеется доля.
Так, «Юнайтед пресс», компания, которая целиком принадлежит Sanoma, издает журналы Men’s Health, Woman’s Health, National Geographic и др. Совместно с итальянской Mondadori финская компания издает журнал Grazia, а вместе с Dow Jones (учредителем газеты The Wall Street Journal) и FT Group (учредителем Financial Times) — газету «Ведомости» (юридическое лицо — ЗАО «Бизнес ньюс медиа» — в равных долях принадлежит вышеперечисленным собственникам).
Крупнейшая компания по выручке в составе SIM — «Фэшн пресс» (издает журналы Cosmopolitan, «Домашний очаг», Esquire и др.) принадлежит Sanoma пополам с Hearst.
Когда Sanoma решила продавать бизнес в России, то первым делом с предложением его выкупить обратилась именно к Hearst, говорили прежде собеседники «Ведомостей». По акционерному соглашению «Фэшн пресс» у каждого из партнеров есть право первого отказа — если кто-то из них выходит из компании, то в первую очередь предлагает долю второму партнеру, объясняли они.
Но в прошлом году стороны не договорились о цене. Кроме того, Sanoma намерена продать доли сразу во всех российских компаниях, а Hearst интересны только глянцевые журналы (и прежде всего «Фэшн пресс»), но не газеты, которые есть у SIM, указывали два собеседника «Ведомостей».
Не придя к соглашению с Hearst, финны привлекли к поиску покупателя на российские активы Citibank. Этот банк принимал заявки от покупателей до конца прошлого лета. Больше всего за активы предложил именно Герви, говорили источники «Ведомостей». Этот американский бизнесмен давно работает в России, он, в частности, основал радио Maximum и CTC Media.
Опять же по акционерному соглашению «Фэшн пресс» у партнеров также есть право согласования цены: если один из акционеров нашел покупателя на свою долю, то обязан предложить выкупить ее по той же цене своему партнеру, указывают собеседники «Ведомостей». Именно в соответствии с этим правом Sanoma направила официальное уведомление американcким партнерам о предложении Герви купить SIM и в том числе половину «Фэшн пресс».
Выручка «Фэшн пресс» в прошлом году составила 2,7 млрд руб., это больше половины консолидированной выручки SIM, следует из презентации, которую Citibank показывал инвесторам. При составлении заявок Citibank просил потенциальных покупателей указывать не только общую цену на весь российский бизнес Sanoma, но и сколько они готовы заплатить за каждую из компаний, входящих в SIM. Если активы Sanoma в России Герви оценил в 50 млн евро, то «Фэшн пресс» — примерно в 40 млн евро, говорят собеседники «Ведомостей».
У Hearst есть месяц на ответ Sanoma, этот срок истечет в середине ноября, отмечают собеседники «Ведомостей». Впрочем, двое из них уверяют, что Hearst сочла цену, предложенную Герви за «Фэшн пресс», привлекательной и даже уже неофициально сообщила Sanoma, что готова купить по указанной цене эту компанию, но не SIM целиком. Покупать «Фэшн пресс» в этом случае будет другая российская структура Hearst — издательский дом Hearst Shkulev Media, знает другой собеседник «Ведомостей». Американцы владеют этим издательским домом пополам с Виктором Шкулевым.
Неизвестно, захочет ли Герви покупать активы SIM без «Фэшн пресс», говорят собеседники «Ведомостей», он, как и Hearst, заинтересован прежде всего в глянцевых журналах, выпускаемых финнами в России. Других покупателей на оставшиеся в SIM компании также будет найти непросто, полагают они. Поэтому не ясно, станет ли Sanoma продавать в такой ситуации Hearst только «Фэшн пресс». В крайнем случае финнам придется начать процесс продажи SIM заново, рассуждает один из собеседников «Ведомостей».
Другой собеседник знает, что Герви на следующей неделе будет обсуждать возможность партнерства с Hearst. В любом случае позиция Hearst может сильно затянуть продажу всей SIM, понимают они.
Вчера президент Sanoma Харри-Пекка Кауконен признал, что процесс продажи российских активов и так затянулся. Прежде компания рассчитывала сообщить о сделке в III квартале. Кауконен заявил, что надежды не сбылись, и отказался прогнозировать новый срок продажи и сообщать детали переговоров.