По данным газеты «Ведомости», подконтрольная ОПК «Оборонпром» Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) ведет переговоры с американским производителем авиадвигателей Pratt & Whitney о выкупе принадлежащих ей долей в «Пермском моторном заводе» (ПМЗ, производитель двигателей ПС-90 и их модификаций) и «Авиадвигателе» (конструкторское бюро, разрабатывавшее ПС-90).
Pratt & Whitney стала акционером пермских предприятий еще в 1990-х гг., ей принадлежит 24,1% ПМЗ и 22,9% «Авиадвигателя». В конце 1990-х компания объявила, что намерена вложить $125 млн в разработку и производство усовершенствованной модификации двигателя ПС-90 — ПС-90А2, который предполагалось устанавливать на самолеты Ту-204СМ.
Однако сроки разработки двигателя затянулись, он был готов только к концу прошлого десятилетия. Сейчас под вопросом и сам проект Ту-204СМ — год назад единственный заказчик этих самолетов, авиакомпания «Москва» (бывший «Атлант-союз»), собиравшийся купить 15 лайнеров, отказался от этой идеи.
Переговоры между ОДК и Pratt & Whitney начались недавно, говорить о сумме сделки еще рано. ОДК хочет объединить конструкторское бюро с моторным заводом — они входили в единый комплекс до приватизации в начале 1990-х гг. Американцы сочли такой вариант невыгодным для себя и решили продать свою долю.
Но сотрудничество с Pratt & Whitney на этом не прекратится: компания является поставщиком предприятий ОДК и хотела бы использовать их сборочные мощности для производства своих двигателей, которые будут устанавливаться на создаваемый российский магистральный лайнер МС-21.
ОАО «Пермский моторный завод» — российская машиностроительная компания, ведущий в России серийный производитель авиадвигателей для гражданской и военной авиации, промышленных газотурбинных установок для электростанций и транспортировки газа.
Пермский моторный завод - предприятие с полным технологическим циклом, включающим литейное, механическое, сварочное, сборочное и испытательное производства, выполняющее ремонт, гарантийное и послегарантийное обслуживание продукции, обучение персонала эксплуатирующих организаций. Основное производство расположено в городе Пермь. С 2008 года ОАО «Пермский моторный завод» входит в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» (дочернее предприятие ОПК «Оборонпром»).
Строительство завода началось в 1931 году. Днем рождения завода считается 1 июня 1934 года, когда был собран и испытан первый М-25, который создавался по лицензии на базе мотора воздушного охлаждения «Циклон» американской фирмы «Кертис-райт». Уже в январе 1935 года Пермский моторный завод начал серийный выпуск мотора М-25, а в конце 30-ых годов начал выпускать отечественные двигатели разработки известного конструктора Аркадия Швецова. Эти двигатели – М-62, М-63, М-62ИР (позднее им были присвоены индексы АШ) – стали сердцами советских истребителей И-16, И-153, Ла-5, Ла-7, Ту-2 и других.
Четыре года Великой Отечественной войны стали временем испытаний и побед пермских моторостроителей. В первые месяцы войны завод принял на свою территорию 6 эвакуированных предприятий. Наращивая выпуск моторов, завод многократно превысил плановые задания и за годы войны выпустил для фронта более 30 000 моторов. Коллектив моторостроителей, трудившийся все годы войны с полной отдачей, без праздников и выходных, 19 раз становился победителем Всесоюзного соревнования, отмечался Знаменем ГКО, был награжден Орденом Красного Знамени.
Вторая половина XX века стала эпохой создания реактивных двигателей. Газотурбинной тематикой занялись в Перми в 1953 году, когда опытно-конструкторское бюро возглавил П.А.Соловьев. Пермские реактивные двигатели приобрели славу самых надежных и экономичных в стране. Уже в 80-ые годы более 60% всех пассажирских и транспортных перевозок в Советском Союзе осуществлялось на самолетах с пермскими двигателями. В 1970 г. и 1984 г. работа пермских моторостроителей была отмечена орденами Ленина и Октябрьской Революции.
Сегодня все современные самолеты российской авиации оснащаются двигателями семейства ПС-90А пермского производства. Самолеты Ил-96-300, Ил-96-400Т, Ил-76, Ту-204/214 с двигателями ПС-90А эксплуатируют все большее число отечественных и зарубежных авиакомпаний. Кроме того, самолеты Ту-204/214 и Ил-96-300 с пермскими двигателями ПС-90А составляют основу летного парка Специального летного отряда «Россия», обслуживающего первых лиц государства.
С 2009 года Пермский моторный завод является основным участником крупнейшего проекта в истории современной отечественной авиации - создание семейства двигателей нового поколения на базе унифицированного газогенератора. Сейчас ведутся работы по созданию базового двигателя ПД-14 с тягой 14 000 кгс. Двигатель будет устанавливаться на новый отечественный самолет МС-21. На рынке промышленных газотурбинных установок ОАО «Пермский моторный завод» является одним из ведущих игроков.