Исторически именно франчайзинговая модель бизнеса позволила «Макдоналдс» стать одним из мировых лидеров. Сейчас по системе франчайзинга работает более 80% из 36 тыс. ресторанов сети в мире. Однако в России, где сеть сейчас насчитывает 543 точки, франчайзинговая система начала работать сравнительно недавно.
Франчайзинговая стратегия «Макдоналдс» в России активно прорабатывалась в течение последних четырех лет с 2012 года, рассказал президент «Макдоналдс» в РФ Хамзат Хасбулатов.
Тогда сеть объявила о заключении первого франчайзингового договора с компанией «Развитие Рост» (входит в холдинг «Росинтер», развивающий сети ресторанов «IL Патио», «Планета Суши», Costa Coffee и др.). «Дочка» «Росинтера» получила возможность открывать точки под вывеской международного гиганта в транспортных хабах, в частности в московских аэропортах.
Следующее франчайзинговое соглашение «Макдоналдс» заключил только в 2015-м: партнерами компании стали структуры «Инрусинвест» и «ГиД» сибирского бизнесмена Александра Говора (также является инвестором Яйского нефтеперерабатывающего завода в Кузбассе). Говор получил возможность развивать рестораны в четырех регионах за Уралом — в Новосибирской, Томской, Кемеровской областях и в Алтайском крае.
Тогда же, в 2015-м, «Макдоналдс» продал франчайзи четыре собственных ресторана в Новосибирске, включая недвижимость, рассказал РБК Хасбулатов. Гендиректор «Инрусинвеста» Евгений Зенин подтвердил эту информацию. Цену сделки стороны не раскрывают, ссылаясь на коммерческую тайну.
Прибыль от работы ресторанов за вычетом роялти остается у франчайзи, добавил Хасбулатов. По данным американского сайта — агрегатора франшиз FranchiseHelp.com, в 2015 году стоимость паушального взноса для открытия ресторана «Макдоналдс» составляла $45 тыс., роялти — 12% от оборота. Процент от оборота — переменная величина, зависящая от конкретного рынка.
Затраты корпорации на строительство стандартного ресторана площадью 600–1000 кв. м, по данным гендиректора консалтинговой компании «Ресткон» Елены Перепелицы, составляют около $600 тыс., к этому добавляются расходы на оборудование (преимущественно импортное) — $300–500 тыс.
Дополнительный доход.
Аналогичная схема с выкупом действующих ресторанов может быть применена и для будущих франчайзинговых партнеров «Макдоналдс», переговоры с которыми сейчас ведутся. По плану Хасбулатова, в ближайшие три—пять лет доля франчайзинговых ресторанов от общего количества точек в России будет составлять 20%, сказал он в понедельник - 25 января.
Собственные точки «Макдоналдс», которые выкупает франчайзи, становятся для него базой для развития, пояснил Хасбулатов: партнер получает работающую «машину» с обученным персоналом и отлаженными поставками.
Сегодня сибирскому франчайзи «Макдоналдс» принадлежит семь ресторанов: шесть в Новосибирске и один в Новокузнецке Кемеровской области. По договору коммерческой концессии, заключенному в начале 2015 года, партнер «Макдоналдс» должен открыть не менее 20 точек в течение 2016–2017 годов. Однако партнер хочет открыть больше ресторанов, чем прописано в соглашении, добавил Хасбулатов.
Самому «Макдоналдсу» продажа части ресторанов позволяет уменьшить расходы компании в регионах и получить капитал для развития. В 2015 году «Макдоналдс» открыл 59 ресторанов в России, в 2016-м планирует запустить еще около 60. Инвестиции будут увеличены с 8 млрд руб. в 2015-м до примерно 9 млрд руб. в этом году.
По данным базы СПАРК, выручка ООО «Макдоналдс», основной операционной компании сети, в 2014 году выросла только на 5,6%, до 52,9 млрд руб., чистая прибыль упала на 42,5%, до 3,1 млрд руб. Выручку в 2015 году компания не раскрывает, но, по словам Хасбулатова, рост продаж был «двузначным».