Несмотря на заявления российских властей об активизации экономического сотрудничества с Ираном, инвесторам из этой страны пришлось уступить Федеральной антимонопольной службе (ФАС) в давнем конфликте вокруг Астраханского порта.
Иранские акционеры порта, подконтрольные иранской судоходной госкомпании Islamic Republic of Iran Shipping Lines (IRISL), за полгода должны избавиться от контрольного пакета порта и передать его российскому предприятию или другому юридическому лицу, которому даст добро правкомиссия по иностранным инвестициям.
Впрочем, такой исход спора во многом был предрешен, поскольку компании, контролируемые иностранным государством, не имеют права владеть основным пакетом стратегического предприятия.
Арбитражный суд Поволжского округа утвердил мировое соглашение от 26 января между ФАС и иностранными акционерами ПАО "Астраханский порт". В опубликованном вечером в четверг - 4 февраля 2016 года, решении суда содержится текст мирового соглашения, которое обязывает акционеров вернуть акции порта.
Астраханский порт был преобразован в акционерное общество из госпредприятия в 1992 году. В конце 2000-х его акционерами были Росимущество с 25,5% в уставном капитале и зарегистрированная на Британских Виргинских островах группа Tamalaris Consolidated Limited с 49,6% в уставном капитале. Акционеры были близки к группе "Сафинат", также являвшейся одним из основных клиентов порта.
В 2010-2011 годах доли в порту и имущество портового комплекса купили иностранные инвесторы. Так, иранские Khazar Sea Shipping Lines и South Way Shipping Agency стали владельцами 18% и 21,49% в уставном капитале порта соответственно, Azores Shipping Company LL FZE (ОАЭ) — 7,58%. В общей сложности три компании владели 47,1% в уставном капитале, но 53,7% голосующих акций порта.
ПАО "Астраханский порт" переваливает на экспорт металлопрокат, кокс, зерно, на импорт — цемент, полипропилен, пищевую продукцию. Наибольшая доля приходится на перевалку грузов в Иран. Грузооборот ПАО "Астраханский порт" в январе--ноябре 2015 года составил 740 тыс. тонн при грузообороте всех портов Астрахани по итогам прошлого года на уровне 2,87 млн тонн.
Однако в 2012 году эту покупку оспорила ФАС, требуя признать сделки недействительными, поскольку они не были согласованы с комиссией по иностранным инвестициям. В мае 2015 года ФАС поддержал Арбитражный суд Астраханской области.
Суд не согласился с доводами ответчиков о том, что их действия нельзя назвать согласованными, поскольку пакеты принадлежат компаниям разных стран: в рамках разбирательства было установлено, что все три компании находятся под контролем иранской государственной судоходной компании IRISL.
В рамках мирового соглашения стороны соглашаются, что нарушили ФЗ об иностранных инвестициях в стратегические компании. В течение шести месяцев они обязуются вернуть акции российскому юридическому лицу или юридическому лицу, имеющему согласование сделки комиссией по иностранным инвестициям. В ФАС "Ъ" не предоставили комментариев относительно того, кому и как акционеры могут продать пакеты.
Согласно определению суда Астраханской области, компании под контролем иностранного государства (каковой является IRISL) могут без согласования покупать менее 25%, согласовывать приобретение любого пакета в пределах от 25% плюс одна акция до 50%, но не могут в принципе контролировать стратегическое общество (владеть 50% плюс одной акцией).
Таким образом, легализовать свое владение этим пакетом, получив согласование правкомиссии, эти компании не смогут: они должны будут либо продать часть пакета, снизив его объем ниже 50%, либо передать лицу, не подконтрольному иностранному государству.
Согласно майскому решению суда, акции порта должны быть возвращены продавцу по цене исходных сделок купли-продажи. Но партнер юридической компании Herbert Smith Freehills Алексей Панич отмечает, что сейчас сами акционеры обратились с текстом мирового соглашения, которое сформулировано максимально широко и позволяет самим акционерам найти покупателя на их акции по любой цене.