Австрийская компания Schaerf Coffeeshop GmbH (сеть кофеен Coffeeshop Company; CSC) купила 10% долей в ООО «Кофе сэт» — мастер-франчайзи сети на территории России, рассказал «Ведомостям» гендиректор последней Максим Макшанов. Сделка закрыта 24 сентября; для нее российская компания оценена в 20 млн евро.
«Уставный капитал ООО “Кофе сэт” увеличен примерно на 2 млн евро, а доли соучредителей изменились», — говорит Макшанов. Прежде 34% компании принадлежали Сергею Сайкину, а еще по 33% — его партнерам Александру Абросимову и Сергею Белоглазову; теперь у каждого из них по 30%, добавил Макшанов.
Владелец и генеральный директор Schaerf Coffeeshop Райнхольд Шерф подтвердил «Ведомостям» информацию о самой сделке и ее сумме. «Мы приобрели долю в бизнесе [»Кофе-сэт»], так как в связи с выдающимися успехами, которые показывает сеть Coffeeshop Company в России, мы хотели бы видеть еще большую интеграцию с нашим российским партнером через материнскую компанию», добавил Шерф. По его словам, именно благодаря российскому рынку Coffeeshop Company стала большим «глобальным игроком».
Деньги от продажи 10% «Кофе сэта» пойдут на расширение сети в России, говорит Макшанов: до конца 2017 г. откроются 60 кофеен, каждая из них обойдется в 100 000-250 000 евро. Глава Schaеrf Coffeeshop Райнхольд Шерф, семье которого принадлежит австрийская компания, войдет в состав совета директоров и будет принимать управленческие решения.
«Мы эксперты на рынке России, но не обладаем экспертизой в кофе и кофейном оборудовании — где закупать, как обжаривать. С Райнхольдом Шерфом мы получаем доступ к новым технологиям», — поясняет Макшанов. Он считает, что рынок общепита в России продолжит расти, поэтому сделка выгодна для обеих сторон. Также за счет партнерства «Кофе сэт» рассчитывает развивать продажи кофе и кофе-аппаратов Schaеrf Coffeeshop в рознице.
В 2008 г., когда CSC пришла в Россию, вопрос о вхождении австрийцев в капитал не обсуждался, рассказывает Макшанов. Сейчас у CSC в России 82 кофейни, половина которых открыта в Петербурге. Россия — крупнейший рынок для компании, где 31 из 82 точек работают по субфраншизе. В Австрии у CSC 38 кофеен, в Германии и США — по 35, всего в мире 293.
В 2012 г. CSC и «Кофе сэт» подписали соглашение о продлении сроков сотрудничества до 2031 г. и возможности расширения сети в России до 270 кофеен (изначальные условия — 2018 год и 116 точек). Помимо этого мастер-франшиза была распространена на Казахстан.
Банки неохотно дают кредиты на общепит, еще и под высокие проценты, поэтому покупку можно расценивать как альтернативу займам, думает исполнительный директор Restcon Андрей Петраков.
Выручка «Кофе сэта» в 2013 г. составила 935 млн против 227,5 млн руб. в 2010 г. Но 2013 год закончен с убытком в 14,14 млн руб. Убытки Макшанов объясняет активным расширением сети, особенно в Москве, где рынок более конкурентный и требует больших затрат на объект до его выхода на самоокупаемость. В 2014 г. Макшанов вновь рассчитывает на прибыль.