Федеральная антимонопольная служба разрешила государственной самарской телекомпании «Губерния» приобрести 80% долей ООО «Лада-медиа», следует из сообщения ведомства. «Лада-медиа» – медиахолдинг, который сейчас полностью принадлежит «АвтоВАЗу». В него входит одноименный оператор кабельного ТВ и интернет-провайдер, а также телеканал «ВАЗ ТВ».
«АвтоВАЗ» продает канал из-за новых ограничений по иностранному владению СМИ, заявил представитель группы, отказавшись от других комментариев. Представитель правительства Самарской области подтвердил, что местная администрация ведет переговоры с «АвтоВАЗом» о «переводе» канала «в управление» Самарской области. От других комментариев до завершения сделки он также отказался.
Госдума приняла поправки в закон о СМИ осенью прошлого года: с 2016 г. компания, в которой у иностранцев больше 20% долей, не может владеть более чем 20% долей учредителя СМИ в России.
Под эти ограничения попали многие крупные медиакомпании в России, прежде всего издательские дома, а также несколько телекомпаний, крупнейшая из которых – CTC Media.
С проблемами столкнулись и немедийные российские компании – у многих из них есть собственные корпоративные СМИ, кроме того, заметная часть таких компаний либо имеют иностранных акционеров, либо оформлены через иностранные офшоры.
К примеру, как СМИ зарегистрированы сайты трех крупнейших сотовых операторов в России – «Вымпелкома» (торговая марка «Билайн»), МТС и «Мегафона». Представители этих компаний сообщили, что исполнят требования закона в срок.
Основной акционер «АвтоВАЗа» – Alliance Rostec Auto B.V. (74,51% уставного капитала). В этом СП 50% минус 1 акция – у французской Renault, 32,87% – у госкорпорации «Ростехнологии», 17,13% – у японской Nissan International Holding. Помимо неэфирного «ВАЗ ТВ» этот производитель автомобилей владеет газетой «Волжский автостроитель», ее учредитель – АО «Авто ВАЗ».
Представители автопроизводителя и правительства Самарской области не ответили на вопрос, купят ли чиновники и эту газету. «Волжский автостроитель» – заводская многотиражка тиражом около 10 000 экземпляров, которая прежде всего бесплатно распространяется среди рабочих самого предприятия.
Охват «ВАЗ ТВ», по словам сотрудника группы, – практически каждый дом в Тольятти (в этом городе расположено основное предприятие группы). Население Тольятти, по данным Росстата, около 700 000 человек, это второй после Самары город в регионе по числу жителей.
Ежегодно «АвтоВАЗ» перечислял каналу около 30 млн руб. на подготовку сюжетов о новостях предприятия, но прежде всего «Лада-медиа» зарабатывает как интернет-провайдер и оператор кабельного ТВ.
По словам местного чиновника, «ВАЗ ТВ» очень популярен среди жителей города, его рейтинги сравнимы с рейтингами «России 1» (входит в ВГТРК, один из трех крупнейших российских федеральных каналов):
«Жители Тольятти интересуются прежде всего местными, городскими новостями, федеральные истории и даже областные им интересны меньше». По словам источника, близкого к «АвтоВАЗу», губернатор и областные чиновники давно хотели получить полный контроль над «ВАЗ ТВ» из-за большого влияния этого СМИ на жителей Тольятти.