По данным газеты «РБК daily», кроме детских садов и медучреждений «АвтоВАЗ» решил вывести с баланса компании семь подразделений завода. Планируется создать пять дочерних компаний, которые будут работать с заводом по договорной схеме, в будущем же возможна продажа пакетов акций сторонним инвесторам. Юридическая автономия «дочек» позволит привлекать сторонних инвесторов и увеличивать объем внешних заказов. В дочерних компаниях завод намерен оставить за собой либо 100% акций, либо контрольный пакет. Полностью продавать «дочки» «АвтоВАЗ» не намерен, поскольку аутсорсинг не всегда себя оправдывает. Вывести планируется прессовое, инструментальное, металлургическое производства, цеха по выпуску прессформ и технологического оборудования, а также объекты социальной инфраструктуры. Последние планируется передать городу. После вывода непрофильных активов, компания «АвтоВАЗ» будет стремиться стать глобальным игроком, а мировые производители занимаются проектированием автомобилей, производством (включая штамповку, сварку, окраску и сборку), продажей и техническим обслуживанием. Конкретный механизм вывода производств пока не разработан. При этом службе персонала еще только предстоит определиться, как вывести 25 тыс. человек из ОАО «АвтоВАЗ». На самом заводе опасаются социальной напряженности в связи с этим решением.
Вслед за выводом непрофильных активов из состава «АвтоВАЗ» предполагается вычленить автокомпонентный бизнес. В настоящее время на предприятии уже идет создание холдинга автокомпонентов. «АвтоВАЗ» намерен выкупить обратно три предприятия, которые он сам же в прошлом году продал госхолдингу «Оборонпром» — СААЗ, ДААЗ и СМЗ, и сделать их основой нового холдинга. Все это позволит существенно улучшить финансовые показатели «АвтоВАЗ», его инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность. Впрочем, финансовая ситуация, в которой находится завод, тормозит процессы оптимизации. Завод только что заключил сделку с Renault о покупке лицензий за $200 млн., кроме того, ему приходится вводить отсрочку платежей для дилеров, в результате чего возникает кассовый разрыв. Компании «АвтоВАЗ» уже пришлось отказаться от выплаты премии сотрудникам по итогам года. Выведение активов осложняется также и тем, что новым предприятиям трудно будет найти заказы, не связанные с тольяттинским автозаводом.
ОАО «АвтоВАЗ» - крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Его доля в валовом внутреннем продукте нашей страны составляет около 1%. За период 1970 – 2002 годов предприятием выпущено более 21 млн. автомобилей. Существующий производственный потенциал автомобильного комплекса позволяет выпускать свыше 700 000 автомобилей в год. Сборка малолитражных автомобилей по лицензии ОАО «АВТОВАЗ» организована в городах Сызрань, Ижевск (Россия), Луцк, Херсон, Запорожье, Кременчуг (Украина), Кито (Эквадор), Каир (Египет), Монтевидео (Уругвай). В Серпухове и Набережных Челнах собирают автомобиль «Ока» ВАЗ-1111.
Впрочем, как считает министр промышленности, энергетики и технологий Самарской области Владислав Капустин, выделить вспомогательные активы вроде производства пластмасс, инструментов и станкостроения было бы логично. «Современные производители самостоятельно занимаются только сваркой, окраской и сборкой. Положительный пример такого выделения — КамАЗ», — говорит он.
У завода КамАЗ в отдельные производства выделены металлургия, прессово-рамное производство, завод двигателей и др. При этом объем сторонних заказов у ОАО «КамАЗ-Металлургия», по мнению экспертов, «значителен».