О том, что Центробанк рассматривает возможность санировать самарский АвтоВАЗбанк (работает под брендом АВБ, 143-е место по активам в рэнкинге «Интерфакс-ЦЭА» за I квартал 2015 г.), рассказали «Ведомостям» два финансиста, знающих это от регулятора. И подтвердил банкир, знакомый с руководством АвтоВАЗбанка.
По словам двух собеседников «Ведомостей», сейчас сотрудники Агентства по страхованию вкладов (АСВ) проводят оценку активов и пассивов банка, чтобы выяснить его финансовое состояние.
В I квартале ЦБ предписал банку доначислить резервы по кредитам, выданным на строительство, так как заемщикам стало сложно обслуживать даже проценты по кредитам, говорит аналитик RAEX («Эксперт РА») Станислав Волков.
Согласно данным международной отчетности, 30,3% от кредитного портфеля банка приходится на инвестиции в недвижимость. Больше – только на торговлю: 36,9%. Если бы АвтоВАЗбанк сформировал эти резервы с тем капиталом, что у него был (3,2 млрд руб. по итогам квартала), он бы нарушил нормативы, продолжает он.
В I квартале банк сформировал резервы на 711 млн руб., свидетельствуют данные РСБУ. При этом у банка очень низкая доля просроченных кредитов – из 22,7 млрд руб. кредитов просрочены лишь 43 млрд руб. По данным ЦБ, средний уровень в корпоративном портфеле банковской системы – 5,8%, а в розничном – 7,4%.
Банку помогли акционеры, говорит один из контрагентов банка: «Они подарили АвтоВАЗбанку акции компании «Росскат» (крупный производитель кабельно-проводниковой продукции и медной катанки в России и СНГ). Из данных на сайте банка следует, что один из крупных акционеров банка и председатель его совета директоров Николай Таран занимает ту же должность в «Росскате».
Всего вложений – чуть более 500 млн руб., говорит Волков. Судя по российской отчетности «Росската», компания зарабатывает немного: прибыль от продаж чуть более 300 млн в 2014 г., при этом долг – 3,4 млрд руб., указывает аналитик RMG Андрей Третельников. Однако, согласно данным ЦБ, капитал АвтоВАЗбанка (по «Базелю III») во II квартале увеличился до 3,6 млрд руб.
В 1998 г. АвтоВАЗбанк уже был санирован Агентством по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), в 2000 г. банк завершил финансовое оздоровление и начал стабильно и прибыльно функционировать, отчитывалось АРКО.
Из данных агентства следует, что на банк АРКО выделяло кредит в размере 459,7 млн руб. Согласно плану санации банк должен был быть продан, и в 2001 г. его приобрела структура, подконтрольная банку «Глобэкс».
Позже, в 2005 г., доли в банке выкупили компании, подконтрольные его топ-менеджерам. Если бы этого не произошло, вполне вероятно, что вторая санация банка случилась бы еще в кризис 2008 г., когда спасали «Глобэкс».
Сейчас банк в основном принадлежит его топ-менеджменту – члену совета директоров Елене Казымовой, заместителю председателя совета директоров Вере Прокопенко и Тарану.
Одним из претендентов на возможную санацию АвтоВАЗбанка является Промсвязьбанк. То, что Промсвязьбанк интересуется приобретением АвтоВАЗбанка, «Ведомостям» ранее рассказывал человек, близкий к основным владельцам Промсвязьбанка – братьям Алексею и Дмитрию Ананьевым. 2 июля он указал, что Промсвязьбанк рассматривает вариант санации.
На телеконференции с инвесторами финансовый директор Промсвязьбанка Владимир Мамакин говорил, что одна из сделок пройдет в форме поглощения, вторая – санации. Однако регуляторы еще не начинали официальных поисков инвестора для банка, тем более никто пока не подавал заявки на конкурс, говорит финансист, желающий участвовать в конкурсе. По его словам, интерес могут проявить местные игроки.