По данным газеты «Коммерсантъ», калининградский «Автотор» предлагает «Сбербанку» отдать ему контроль над «ИжАвто» в обмен на обещание погасить долги завода перед банком и остальными кредиторами. На мощностях «ИжАвто» руководство «Автотор» хотело бы наладить сборку новых моделей классов С, D и Е, а также внедорожника, которые будут попадать в ценовой сегмент $17-23 тыс, возможно, с иностранным партнером. Если проект состоится, «Автотор» сможет подключиться к госпрограмме выдачи утилизационных премий.
Детали предложения, сделанного калининградским «Автотор» «Сбербанку» о покупке «ИжАвто» выглядят следующим образом. Завод находится в процедуре наблюдения (долг — 15 млрд руб.), и «Сбербанк» — его крупнейший кредитор (держатель 8,5 млрд руб. долга). «Автотор» предлагает «Сбербанк» полностью погасить долги «ИжАвто» перед кредиторами взамен на контроль над предприятием. В запуск производства «ИжАвто» (завод стоит с весны 2009 года) «Автотор» планирует вложить еще порядка $100 млн. Эти деньги пойдут в основном на пополнение оборотного капитала «ИжАвто».
В перспективе «Автотор» планирует производить на «ИжАвто» 150-200 тыс. машин, то есть загрузить завод практически полностью (его мощность — 220 тыс. автомобилей в год). Если предложение покажется «Сбербанк» неинтересным, «Автотор» может реализовать проект самостоятельно, построив под него новые мощности (площадка пока не выбрана).
Строительство завода «ИжАвто» в городе Ижевске – столице Удмуртской Республики, началось в 1965 году при поддержке Дмитрия Фёдоровича Устинова, бывшего в то время министром оборонной промышленности страны. Первый автомобиль ижевского производства сошёл с конвейера 12 декабря 1966 года — это был «Москвич-408». Все детали и комплектующие автомобиля поставлялись заводом «АЗЛК». С 1967 по 1971 год в строй вводились собственные производственные линии: прессовые и сварочные, установки для окраски кузова, линии конвейеров. Основные достижения и новые разработки датировались как раз началом семидесятых годов.
В дальнейшем наблюдался застой и спад производства вплоть до 2000 года, в котором произошла смена руководства и юридического статуса, после чего объёмы производства выросли и до 2008 года держались относительно стабильно. В августе 2005 года производство собственных моделей «Иж» (за исключением «ИЖ-27175» (фургон на базе «ИЖ 2126»)) было прекращено, в декабре прекращено производство «ВАЗ-2106». Началась промышленная сборка автомобиля Spectra корейской компании KIA Motors Corporation. С 2006 начат выпуск новой KIA Rio. В 2007 году продолжался выпуск «ВАЗ-21043», была запущена сборка KIA Sorento, собирался «Иж—27175».
В начале 2009 года в результате спада сбыта, вызванного экономическим кризисом, на заводе сложилась крайне тяжёлая ситуация. По состоянию на конец марта завод работал три дня в неделю по шесть часов, но руководство заявляло о возможной полной остановке производства и сокращении 90% сотрудников. В мае 2009 года производство на предприятии было остановлено. В августе этого же года компания подала в Арбитражный суд Удмуртской Республики заявление о собственном банкротстве. В начале сентября 2009 года суд ввел на автозаводе процедуру внешнего наблюдения.
В «Сбербанке» говорят лишь, что решения о судьбе «ИжАвто» не принято. Совет кредиторов «ИжАвто» планировал определиться с судьбой завода до середины апреля.