Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрила ходатайство калининградского "Автотор холдинга" о приобретении у структур канадско-австрийской Magna 40% ООО "Автотор Магна НН2". Остальные 60% компании принадлежат "Автотору", и в случае завершения сделки российский автопроизводитель станет единственным владельцем "Автотор Магна НН2".
Это ООО должно было стать управляющей компанией автокластера в Калининградской области, соглашение о создании которого "Автотор" и Magna подписали в 2012 году. В рамках проекта предполагалось построить шесть автозаводов полного цикла мощностью 250 тыс. машин в год и 15 заводов автокомпонентов с общими инвестициями более 118 млрд руб.
Создавать СП на базе ООО "Автотор Магна НН2" было решено, потому что именно на него Magna в 2008 году оформила соглашение о промсборке, заключенное для строительства завода Chrysler в Нижегородской области с группой ГАЗ Олега Дерипаски. Проект с ГАЗом не был реализован, а соглашение так и оставалось спящим.
"Автотору" создание СП с компанией, заключившей соглашение о промсборке, позволяло сохранить льготный режим импорта автокомплектующих после прекращения действия льгот Калининградской ОЭЗ в 2016 году.
В обеих компаниях, а также в Минпромторге не ответили на запросы о выкупе "Автотором" доли Magna в компании. Источник, знакомый с позицией "Автотора", утверждает, что Magna пока не приняла окончательного решения о выходе из проекта автокластера, а ждет, пока его основные потенциальные участники - Audi, BMW и другие - примут инвестиционные решения.
Если автоконцерны подтвердят свое участие в проекте до конца года, Magna останется, утверждает осведомлённый источник. Одобрение в ФАС сделки по продаже доли в СП - превентивная мера, уверяет он.
Автоконцерны с принятием решения об участии в калининградском проекте пока не торопятся. На российском авторынке кризис, падение продаж не прекращается уже два года подряд. В текущем году, по разным оценкам, рынок может сократиться на 30-55%.
В мае американская General Motors приняла решение о прекращении продаж России Opel и массовых моделей Chevrolet, которые собирались в том числе на мощностях "Автотора". Именно GM считалась потенциальным инвестором калининградского автокластера. Второй потенциальный участник - BMW - недавно отложил принятие решения о вхождении в проект.
Нет определенности и по локализации на площадке калининградского автокластера Audi, говорит знакомый с ситуацией источник. По его информации, Volkswagen, которому принадлежит марка, в ближайшее время проведет переговоры с правительством и "Автотором", после которых примет окончательное решение. "Автотор" уже скорректировал масштабы проекта: теперь предполагается построить только два автосборочных автозавода, вложив 60 млрд руб.
Выход Magna из калининградского проекта может иметь и политический подтекст. В мае 2014 года председатель совета директоров "Автотора" Владимир Щербаков сообщил премьеру Дмитрию Медведеву о том, что власти Канады требуют от Magna расторгнуть контракт с "Автотором".
"Заявление о том, что канадское отделение Magna будет выполнять санкции со стороны канадского правительства, было озвучено в кулуарах. Никаких официальных заявлений сделано не было. Это как раз тот случай, когда политическая ситуация может влиять на экономически выгодные проекты", - сказал тогда глава Минпромторга Денис Мантуров.
Он также добавил, что в случае расторжения соглашения канадско-австрийскую компанию заменит другой партнер: "Свято место пусто не бывает".
Источник, близкий к "Автотору", утверждает, что "политика и санкции ни при чем", а Magna руководствуется исключительно экономическими соображениями.
О полном уходе с российского рынка, как это сделала GM, Magna не сообщала. У компании в России есть два штамповочных завода, на которых производятся части кузовов для автопроизводителей Санкт-Петербурга и Калуги.
Кроме того, в Петербурге расположен завод совместного предприятия Magna и корейской Shing Young, снабжающий комплектующими завод Hyundai, находящийся поблизости. Также Magna производит пластиковые бампера и прочие части автомобилей на двух предприятиях в Калуге и Нижнем Новгороде.
"Автотор" создан в 1997 году в Калининградской области на базе высвобождавшихся в ходе конверсии корпусов предприятий ВПК. "Автотор" первым освоил серийное производство автомобилей иностранных брендов в России.
Сегодня "Автотор" - один из крупнейших российских автопроизводителей, производит модели BMW, Kia, Hyundai, Tata Daewoo. В 2014 году "Автотор" выпустил 186 тыс. автомобилей, на 24% меньше, чем годом ранее. Консолидированные финансовые показатели не раскрываются.