Банк России выпустил доклад по вопросам развития прямого инвестирования и краудфандинга, призвав заинтересованные организации к обсуждению предложенных в документе мер по снижению рисков прямых инвестиций. Как пояснили "Ведомостям" в пресс-службе ЦБ, авторам документа "в первую очередь интересно мнение лиц, которые уже пробовали альтернативные способы привлечения финансирования и видят конкретные барьеры, возникающие на практике". А также мнение потенциальных инвесторов и операторов инфраструктуры (например, инвестиционных платформ). "Большинство барьеров, выявленных на этапе подготовки доклада, "подсвечено" участниками финансового рынка - негосударственными пенсионными фондами, страховыми компаниями, фондами прямых инвестиций, банками", - подчеркивают в ЦБ.
Конечным итогом широкомасштабного обсуждения должен стать комплекс мер, которые позволят "сформировать доверительную среду, развить инфраструктуру прямых инвестиций, повысить доступность информации и удобство использования инструментов прямых инвестиций". А главное - обеспечить рост прямых инвестиций.
"Долгосрочные эффекты от развития рынка прямых инвестиций должны проявиться в формировании благоприятных условий для ведения бизнеса в России, повышении популярности российской юрисдикции для структурирования сделок прямых инвестиций, предотвращении оттока перспективных проектов на иностранные рынки и в конечном итоге - повышении объема инвестиций в российскую экономику", - отмечают в Банке России.
6,1 трлн руб. составил совокупный портфель пенсионных средств НПФ и Пенсионного фонда России на конец I квартала 2020 г.
Участники рынка разошлись в оценке новых инициатив регулятора. В Российской венчурной компании (РВК) всецело поддерживают предложение Центробанка, отмечая, что "снятие барьеров для развития национального рынка венчурного капитала - необходимое условие для технологического обновления экономики". По мнению Алексея Басова, инвестиционного директора РВК, инициативы ЦБ направлены на повышение прозрачности рынка альтернативных инвестиций для институциональных инвесторов - негосударственных пенсионных фондов, банков и страховых компаний, которые предъявляют особые требования к сохранности и безопасности инвестированных средств. "В США до 50% венчурного финансирования обеспечивается именно за счет средств негосударственных пенсионных фондов, а в России НПФ пока на венчурном рынке не присутствуют, - подчеркивает Басов. - Если в венчур будут инвестированы хотя бы 5% от резервов российских НПФ, это означает приток около 200 млрд руб. потенциальных инвестиций на рынок. Для России это серьезная сумма".
В то же время председатель правления банка "Фридом финанс" Геннадий Салыч считает, что потребность в альтернативных инструментах финансирования в России "нельзя назвать сверхвысокой". В стране уже в достаточной степени развиты краудфандинговые площадки и венчурные фонды. При желании организаторы привлечения, имеющие перспективные венчурные идеи, способны выполнять все требования данных площадок и фондов, считает Салыч.
Вместе с тем он приветствует предложенное Банком России создание саморегулируемых организаций (СРО). "СРО помогут диалогу между площадками альтернативного привлечения инвестиций и государственными органами, - говорит Салыч. - Считаем важным, чтобы через СРО вырабатывались дополнительные механизмы, облегчающие венчурное инвестирование для квалифицированных инвесторов, институциональных инвесторов, участников рынка прямых инвестиций. Для этого необходимы единые стандарты отчетности и высокая прозрачность субъектов венчурного рынка".