Банку "Российский капитал" придется определиться со статусом — остаться коммерческим банком со всеми вытекающими требованиями или превратиться в агента правительства по спасению проблемных компаний. Такая дискуссия сейчас ведется на межведомственном уровне.
Судя по всему, шансов преуспеть на ниве мегасанаторства в банковском секторе у "Российского капитала" почти не осталось, зато в качестве спасателя проблемных корпораций у него конкурентов пока нет.
По информации "Ъ", после того как банку "Российский капитал", "дочке" Агентства по страхованию вкладов, была поручена санация строительной компании СУ-155, началась дискуссия о том, что необходимо уточнить его статус — остается ли он коммерческим банком или становится агентом правительства по спасению проблемных предприятий. Это "Ъ" подтвердили источники в Минфине и правительстве.
"Пока эта тема — предмет межведомственного и экспертного обсуждения, однако сейчас никаких решений не принято,— сообщил федеральный чиновник.— Здесь нужно все делать осторожно, и весь процесс может занять даже несколько месяцев. Сейчас "Российский капитал" задействован в разрешении ситуации с СУ-155. Это тоже может стать важным индикатором в определении его статуса".
Идея создать на базе "Российского капитала" банк плохих долгов обсуждалась давно, но в итоге руководство банка в первую очередь пыталось реализовать стратегию мегасанатора банковского рынка.
"Российский капитал" активно участвовал в конкурсах на санацию, но ни один крупный лот ему так и не достался. Более того, в какой-то момент, указывает источник, знакомый с ситуацией, было принято решение о том, что банк может подавать на конкурсе заявку только по максимальной ставке, то есть равную оценке дыры, что делало его "санатором последней инстанции".
После ряда неудачных попыток было решено сменить профиль деятельности банка и заняться санацией проблемных предприятий: в начале декабря было объявлено о том, что "Российский капитал" будет спасать СУ-155.
Именно в связи со спасением СУ-155 и встал вопрос со статусом "Российского капитала", указывают источники "Ъ".
"Пока это коммерческий банк, который должен соблюдать нормативы, нужно фильтровать проекты, чтобы не создавать риски,— указывает один из участников обсуждения.— Другое дело, если он станет агентом правительства по выполнению функции спасения проблемных компаний. Таким образом, необходимо конкретизировать его статус".
С одной стороны, конфликта между двумя этими функциями нет, считает принципал Oliver Wyman Максим Богдашкин.
"Но санацию этих проблемных активов должен кто-то финансировать,— уточняет он.— Санацию банков финансирует ЦБ, но он не отвечает за предприятия, а значит, финансирование банка для участия в таких проектах ложится на того, кто заинтересован в их спасении".
По мнению партнера BDO Дениса Тарадова, логика в том, чтобы функции спасения предприятий не пересекались с функциями коммерческого банка, есть.
"У нас немало государственных и квазигосударственных банков, и нет смысла развивать еще один для того, чтобы он конкурировал с коммерческими банками за ресурсы,— отмечает он.— Кроме того, совмещение двух функций не дает возможности оценить эффективность деятельности".
Примеры неудачного совмещения функций на рынке уже есть. Так, правительство уже который месяц не знает, как поддержать Внешэкономбанк, который оказался в сложном положении из-за того, что выступал одновременного институтом развития и банком токсичных активов.
На банковском рынке непонятный статус у Россельхозбанка, который показывает колоссальные убытки, аргументируя это тем, что развивает убыточное сельское хозяйство.