Дочерняя компания банка «Союз» — ООО «Союз Лизинг» — выставило на продажу здание в Москве бывшего дилера Volkswagen «Фольксваген Центр Варшавка» за 1,7 млрд руб. «Союз» пытается продать автоцентр с ноября прошлого года (тогда здание предлагалось за 1,4 млрд руб.).
99,9% банка «Союз» владеет страховая компания «Ингосстрах», в которой 10% принадлежат Олегу Дерипаске.
«Фольксваген Центр Варшавка» — второй по величине автомобильный салон в Москве и один из крупнейших в России. Здание площадью около 13 тыс. кв. м на участке 1 га рассчитано на 250 автомобилей и 30 постов в ремонтной зоне. Больше в Москве только пятиэтажный центр Audi в Алтуфьево — 13,8 тыс. кв. м.
«Фольксваген Центр Варшавка» расположен на пересечении Варшавского шоссе и МКАД. Отличительной особенностью центра является стеклянная башня из десяти ярусов, выполняющая роль паркинга и автовитрины.
Дилерский центр Volkswagen достался «Союзу» за долги. Здание было заложено банку в 2014 году группой компаний «Рус-Лан» под кредит на покупку этого же автоцентра (до этого оно принадлежало ГК «Шанс-Авто»). Сумма сделки и размер кредита не раскрывались.
В 2015 году, когда ускорилось сокращение российского авторынка, «Рус-Лан» не смогла продолжать обслуживать кредит, и здание перешло в собственность кредитора. В августе того же года, согласно данным картотеки арбитражных дел, «Союз» подал заявление о банкротстве дилера.
После смены собственника здания Volkswagen расторг дилерское соглашение с «Фольксваген Центр Варшавка». В январе 2016 года немецкий автоконцерн провел новый тендер на размещение центра в этом районе. В конкурсе победил «Фаворит Моторс» Владимира Попова.
В конце июня 2016 года «Фаворит» открыл новый дилерский центр Volkswagen (на базе бывшего салона Peugeot) в 5 км от «Фольксваген Центр Варшавка» и площадью 3 тыс. кв. м примерно за 100 млн руб.
В российском представительстве Volkswagen уточнили, что в настоящий момент у марки нет «открытых точек» в этом районе.
По словам представителя банка, покупатель на здание до сих пор не найден. Новый собственник сможет «легко» завести в салон другую марку или сделать мультибренд, но переформатировать его под другие виды деятельности будет проблематично: помещения полностью оборудованы под автобизнес, добавил он.
Это первая крупная продажа дилерского центра на московском автомобильном рынке за время последнего кризиса, отмечает партнер консалтингового агентства Blackwood Константин Ковалев. Но цена предложения, по его оценкам, выглядит завышенной.
«При текущей конъюнктуре реалистичная цена — 60–80 тыс. руб. за кв. м (0,8–1 млрд руб. за все здание)», — считает эксперт. Например, в феврале этого года автодилер «Рольф» купил бизнес дилера «Пеликан-Авто» (четыре дилерских центра). Сумма сделки (она была безденежной) не раскрывалась, Владимир Попов оценивал «Пеликан» в 2,2–2,5 млрд руб.
Размер здания также может стать проблемой, считает один из дилеров Volkswagen. На падающем рынке делать там монобренд проблематично, вложения будут окупаться не менее 15 лет, а против мультибрендов выступают импортеры, поясняет собеседник.
К тому же сейчас на рынке большая конкуренция, так как «каждый второй дилер готов продавать бизнес», добавляет президент российской ассоциации дилеров (РОАД) Владимир Моженков.