О проблемах с обслуживанием в банке "Балтика" (Москва) — получением наличных, оплатой покупок картами, внесением платежей по кредитам — клиенты банка пишут на специализированных форумах.
С 16 ноября "Балтика" была отключена от системы электронных платежей Банка России (БЭСП). Заемщики банка получили уведомления о необходимости вносить платежи по кредитам в адрес банка "Енисей" (Красноярск).
Вкладчики столкнулись со сложностями в получении своих средств. После отключения от БЭСП офисы "Балтики" в регионах закрылись, для получения средств вкладчикам предлагалось приехать в Москву — в единственный работающий офис. Впрочем, получить наличные и там оказалось невозможно.
"Банк начал перестраивать работу сети и сейчас находится в процессе. Наблюдается нехватка кассовых сотрудников, поэтому возможны только безналичные операции по ранее открытым счетам, вне зависимости от валюты,— сообщили в колл-центре банка.
— Владелец счета может обратиться в офис банка для оформления безналичного перевода в сторонний банк. Информации о возобновлении выдачи наличных и открытии отделений пока нет".
Там уточнили, что без комиссии перевести средства можно в банк "Енисей", за переводы на счета в другие банки придется заплатить комиссию 1%. Правда, на форумах клиенты жалуются, что средства не доходят.
Почему бесплатные переводы возможны только в банк "Енисей", в колл-центре не ответили. Впрочем, в прошлом году банки "Балтика" (с 8,5 млрд руб. средств физлиц) и "Енисей" (2,3 млрд руб.), а также Н-банк (не работает со средствами физлиц) объявили о планах по слиянию, однако в итоге они не реализовались. Тогда в "Балтике" объясняли отказ от объединения банков сменой стратегии.
Впрочем, ряд признаков может свидетельствовать о фактической связанности банков. У "Балтики" и "Енисея" крайне похожи интерфейс интернет-банка, названия вкладов и кредитов и даже музыка, играющая в режиме ожидания на горячей линии.
Конечными собственникам банка "Балтика" являются девять физлиц. Наибольшая доля (20,0014%) принадлежит Олегу Леонидовичу Власову. Человек с теми же фамилией, именем и отчеством входит в совет директоров банка "Енисей", которым также владеет группа физлиц.
На месте ряда закрытых офисов "Балтики" открылись отделения "Енисея", а кредиты, по словам клиентов, передаются в Н-банк с обслуживанием через тот же "Енисей". Впрочем, пересечений среди собственников "Балтики" и "Енисея", согласно информации, опубликованной на их сайтах, нет.
Эксперты не исключают, что действия "Балтики" могут свидетельствовать о переводе активов из-за опасения ужесточения санкций ЦБ.
"Несмотря на то что акционеры у банков не совпадают, между ними, очевидно, есть аффилированность,— указывает управляющий директор по банковским рейтингам RAEX Станислав Волков.
— Учитывая тяжелую финансовую ситуацию банка "Балтика", можно предположить: его менеджмент заблаговременно переводит активы и пассивы в дружественный банк, опасаясь негативного сценария развития ситуации".
Тем временем проблемы "Балтики" уже отразились на работе системы денежных переводов "Лидер", которая имеет с банком двух общих собственников: Владимира Смирнова (владеет 19% "Лидера" и 20% "Балтики") и Олега Власова (19% и 9,9% соответственно).
Несмотря на то что "Балтика" не является расчетным банком для "Лидера", по словам участников платежного рынка, из-за проблем банка с системой уже отказались работать несколько банков из России и СНГ.
"Банки, наученные горьким опытом потери средств в платежных системах, рухнувших вслед за аффилированными банками, стараются максимально минимизировать свои риски и перестраховываются при появлении любой негативной информации о системе или ее собственниках",— говорит собеседник "Ъ", знакомый с ситуацией.
В самой системе "Лидер" сообщили, что все банки, которые, по информации "Ъ", приостановили сотрудничество с системой, продолжают работать в прежнем режиме.
Тем не менее информацию о приостановке работы с "Лидером" "Ъ" подтвердили в Росинбанке (Киргизия). "В настоящий момент мы не принимаем и не отправляем переводов по системе "Лидер",— сообщили там.— Это связано с ее финансовыми проблемами".