Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
40
1 253
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Лисин Владимир СергеевичЗавод Прогресс (Липецкая область)
800

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 682,47  (-2,13%)
1 022,94  (-0,81%)
6 688,46  (+27,25%)
116 458,54  (+1 972,24%)
4 314,08  (+122,96%)
66,03  (-1,06%)
Источник Investfunds

Bauer Media поделили между топ-менеджерами

Немецкая Bauer Media Group начала реструктуризацию бизнеса в России перед вступлением в силу закона, ограничивающего долю иностранных структур в медиакомпаниях до 20%.

Один из крупнейших в России издательских домов, выпускающий журналы "Тайны звезд" и "Оракул", зарегистрировал новую компанию, 80% которой поделены между пятью его топ-менеджерами. Проверять, подпадает ли такая схема под действие закона, Роскомнадзор начнет с февраля.

В конце ноября коммандитное товарищество "Бауэр СНГ и компания" (основная структура немецкой Bauer Media Group в России) вместе с пятью физическими лицами учредило ООО "Бауэр Медиа Групп", следует из данных базы "СПАРК-Интерфакс".

"Бауэр СНГ и компания" стала владельцем 20% в новой структуре, по 16% получили гендиректор дистрибуторской компании холдинга ООО ТДС Сергей Алексеенко, издательский директор Bauer Media Алексей Иванов, главный редактор журнала "Звезды и советы" Елена Прядко, редактор развлекательных изданий Bauer Media Алишер Халилов и исполнительный директор Bauer Media Муза Монамс.

По данным отчета Роспечати, в 2014 году Bauer Media был четвертым по охвату аудитории издательским домом в России после Burda, Hearst Shkulev Media и Sanoma Independent Media. Выручка "Бауэр СНГ и компании", на которую зарегистрированы издания группы, в 2014 году составила 1,28 млрд руб., чистая прибыль — 178,93 млн руб. Глобальная Bauer Media отчиталась о выручке €2,26 млрд по итогам прошлого года.

В России группа выпускает женские (например, "Тайны звезд", "Женские истории"), эзотерические ("Оракул") и детские журналы ("Мишка-Топтыжка", "Джинглики"), издания со сканвордами, кроссвордами и судоку ("Тещин язык", "Зятек", "777").

Закон, запрещающий иностранцам контролировать более 20% в российских СМИ, вступает в силу 1 января 2016 года. Учредительные документы компаний необходимо привести в порядок к 1 февраля, а к 15 февраля — уведомить о соблюдении закона Роскомнадзор.

После принятия закона несколько издательских домов уже ушли с российского рынка или изменили структуру собственности. Так, Axel Springer продал российские активы группе ACMG Александра Федотова, Виктор Шкулев увеличил до 80% свою долю в Hearst Shkulev Media, а акционеры издателя "Ведомостей" ЗАО Бизнес Ньюс Медиа" Dow Jones и Pearson объявили о продаже своих долей Демьяну Кудрявцеву, ранее выкупившему еще треть компании у Sanoma.

Bauer Media воспользовалась схемой, аналогичной той, которую ранее применила немецкая Hubert Burda Media. При участии последней в апреле было создано ООО "Эверест культура", в котором 10% принадлежат структуре немецкого холдинга, а еще 90% оформлены на бухгалтера российского ИД Burda Александра Ефимова.

В ноябре Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрила приобретение "Эверест культурой" 100% издательского дома. Позже руководитель Роскомнадзора Александр Жаров сообщал "Ведомостям", что у ведомства могут возникнуть претензии к выбранной схеме реструктуризации, которая "подпадает под действие закона в плане косвенной аффилированности".

Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский сообщил "Ъ", что проверять структуру Bauer Media ведомство начнет с февраля. ФАС пока не получала ходатайства от Bauer, указала представитель службы.


 

Комментарий
Bauer Media приняла правильное, хотя и вынужденное решение, которое соответствует законодательству, уверен председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин. Претензии Роскомнадзора в этом случае были бы неоправданны, если "руководствоваться не буквой закона, а духом", считает он.

У Bauer Media и Burda особая бизнес-модель, добавляет глава одного из российских издательских домов: эти компании зарабатывают в первую очередь на дистрибуции своих изданий, а значит, выделение компании--учредителя СМИ в отдельный бизнес с отдельной структурой владения выглядит вполне оправданным.

Это вряд ли вызовет серьезные претензии со стороны Роскомнадзора, в отличие от ситуаций, когда основу бизнеса ИД составляет именно производство контента, считает он.