Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653
IV кв.'24
183
8 371

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Т-банк (Тинькофф)Росбанк
1 365

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 885,87  (-1,37%)
1 128,95  (+1,66%)
6 439,32  (-27,59%)
111 186,94  (-8,57%)
4 577,78  (-4,28%)
68,80  (+1,07%)
Источник Investfunds

Бизнес по взысканию долгов теряет привлекательность

Рост закредитованности населения и, как следствие, проблемных долгов парадоксальным образом ударил по коллекторскому рынку. Затраты на взыскание выросли в разы, а платить больше банки не готовы. В такой ситуации для некоторых игроков встал вопрос ухода с рынка. Одна из крупнейших норвежских коллекторских компаний Lindorff, еще недавно утвердившая план расширения бизнеса в России, неожиданно приняла решение о его консервации.

О том, что акционеры коллекторского агентства "Линдорфф" (норвежская компания Lindorff, один из лидеров на европейском рынке взыскания долгов) неожиданно отказались от планов развития бизнеса в России, рассказали "Ъ" несколько источников, знакомых с ситуацией.

"Решение было доведено до руководства российской "дочки" буквально на днях и стало полной неожиданностью,— говорит один из собеседников "Ъ".— Некоторое время назад акционеры "Линдорффа" утвердили план расширения компании на российском рынке, а потом резко передумали и велели сворачивать бизнес". По информации "Ъ", формально "Линдорфф" не покидает российский рынок, но бизнес компании будет законсервирован.

О планах Lindorff усилить свое присутствие в России "Ъ" сообщал 26 августа, когда для развития бизнеса на пост главы российской "дочки" был приглашен Олег Коган. В пятницу - 28 ноября 2014 года, господин Коган подтвердил "Ъ", что планы акционеров "Линдорффа" изменились: в связи с рисками, связанными с санкциями, компания приняла решение отказаться от планов развития бизнеса на российском рынке. Господин Коган сохранит пост гендиректора в "Линдорффе".

По словам источников "Ъ", консервация бизнеса в России для Lindorff — вынужденная мера. "Если бы сейчас российский бизнес можно было продать, акционеры это сделали бы",— говорит собеседник "Ъ", знакомый с ситуацией. Сейчас на коллекторском рынке сразу несколько средних по величине коллекторских агентств ищут покупателя, добавляет он.

По словам другого источника "Ъ", в числе продающихся — Русская долговая корпорация, "Русдолгнадзор" и "Центр ЮСБ". "При этом два последних агентства готовы продаться как по отдельности, так и вместе,— говорит он.— Дело в том, что "Русдолгнадзор" специализируется на цессии, а "Центр ЮСБ" — на работе по агентской схеме, таким образом, они вместе составляют агентство полного цикла". Гендиректор "Русдолгнадзора" Сергей Кендзиор сообщил "Ъ, что периодически встречается с участниками рынка и обсуждает возможность консолидации, но конкретных договоренностей на текущий момент нет.

Участники коллекторского рынка сходятся во мнении, что причина, по которой владельцы средних коллекторских агентств пытаются продать бизнес, в резком падении его доходности. По словам председателя совета директоров агентства "Русколлектор" Ильи Фомина, в текущем году даже при передаче банком долгов в работу по агентской схеме число заемщиков, совершающих платежи, снизилось в среднем на 20%.

"Преимущественно это произошло в январе--мае из-за роста закредитованности в предыдущие периоды,— говорит господин Фомин.— Сейчас же ожидается рост безработицы, что усугубит ситуацию с неплатежами". То есть затраты на взыскание долгов растут, а платить большие комиссии банки, перед которыми стоит задача оптимизации расходов, не готовы, продолжает он.

По оценкам участников рынка, если в 2010-2011 годах доходность коллекторского бизнеса составляла 20% (то есть на каждый потраченный рубль коллектор получал 20 коп. прибыли), то сейчас она снизилась более чем вдвое.

"Кроме того, привлекать средства, в частности для покупки портфелей, сейчас стало очень сложно. Поэтому сейчас развивать бизнес могут лишь крупные игроки, акционеры которых готовы инвестировать в этот бизнес, либо иностранцы, материнские структуры которых готовы предоставлять им финансирование",— говорит собеседник "Ъ" в одном из средних российских коллекторских агентств.