На проведенном Росимуществом 16 августа 2011 года на аукционе по продаже государственного пакета акций «Таганрогского морского торгового порта» (ОАО «ТМТП») победу одержала компания «Грейфер». Об этом говорится в сообщении материнской компании ООО «Грейфер» - группы UCL Holding. Компания выкупила госпакет акций (213 тыс. 616 обыкновенных акций) ОАО «ТМТП» в объеме 25,5% уставного капитала (34% обыкновенных акций) компании по цене 72 245 тыс. рублей, при стартовой цене в 60 245 тыс. рублей. ООО «Грейфер» производит оборудование для перевалки грузов. Входит в группу UCL Holding, владеющую контрольным пакетом акций Таганрогского порта.
Напомним, что в конце апреля 2011 года UCL Holding Владимира Лисина начал предпродажную подготовку своих судостроительных активов. В то время ФАС одобрила ходатайство аффилированной с UCL Holding «Валеран Пропертиз» о приобретении 100% обыкновенных акций «Окской судоверфи» и «Невского судостроительно-судоремонтного завода» (ССЗ). Заявление было подано в ФАС в конце марта 2011 года. Ранее «Окская судоверфь» числилась на балансе «Волжского пароходства», «Невский ССЗ» входил в состав «Северо-Западного пароходства». Теперь, когда верфи принадлежат одной компании, их будет проще продать.
Ранее представители UCL Holding заявляли, что судостроительный бизнес является непрофильным для их компании и может быть продан. В конце апреля текущего года на судостроительные активы Владимира Лисина нашлось уже два покупателя. Помимо «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) верфями интересовалась и «Русская финансовая компания» (РФК).
Помимо прочего «Окская судоверфь» является головным производителем армейских переправочных средств (паромов), а также кораблей для ВМФ. «Невский ССЗ» также является единственным в России производителем слипового оборудования для верфей. Однако, в первую очередь эти заводы интересны с точки зрения строительства судов класса река-море. Аналогичные предприятия есть у ОСК и РФК. В частности, у госкомпании есть астраханский завод «Лотос», а РФК владеет Волгоградским, Онежским и Шиморским судостроительными заводами.
Но наиболее вероятным покупателем для предприятий UCL Holding все-таки является ОСК. Для частных инвесторов в отличие от госкомпании вкладывать в судостроение — всегда риск, поскольку стоимость активов зависит от объема заказов.
ОАО «Таганрогский морской торговый порт» является одним из ключевых морских грузовых операторов Азовского бассейна благодаря своему уникальному географическому положению: через порт Таганрог проходят экономически эффективные маршруты из Центральной России, Сибири, Урала и Центральной Азии.
ОАО «Таганрогский морской торговый порт» входит в состав международного транспортного холдинга UNIVERSAL CARGO LOGISTICS HOLDING, объединяющий также стивидорные компании группы «Морской порт Санкт-Петербург» и «Универсальный перегрузочный комплекс» на Северо-западе России, Туапсинский порт на Юге страны, Волжское, Северо-Западное и Западное пароходства, ряд судостроительных, судоходных и логистических активов. Стратегия развития холдинга направлена на оказание конкурентоспособных услуг в области стивидорного бизнеса, морских, речных и железнодорожных перевозок.
ОАО «ТМТП» является универсальным портом, что позволяет круглогодично осуществлять перевалку большинства экспортно-импортных, генеральных, нефтеналивных, насыпных и навалочных грузов, а также грузов в 20 и 40-футовых контейнерах общим объемом до 2 млн. тонн в год. ОАО «ТМТП» в состоянии обрабатывать суда грузоподъемностью до 8 тыс. тонн на 7 причалах общей протяженностью причальной линии 1, 122 тыс. м и максимальной осадкой 5 м.
Порт располагает современной техникой, позволяющей оптимизировать технологический процесс обработки принимаемых судов. В распоряжении ОАО «ТМТП» парк кранового оборудования грузоподъемностью до 32 тонн, грузозахватные устройства и приспособления, автопогрузчики грузоподъемностью от 1,5 до 32 тонн.
ТМТП – порт с круглогодичной навигацией. В период зимней навигации бесперебойную работу порта обеспечивают два ледокола – портовый и линейный. Для складирования и хранения грузов есть открытые складские площадки и крытые складские помещения общей площадью более 47,2 тыс. кв. метров. География грузоперевозок Таганрогского порта включает все страны Средиземноморского бассейна, а также страны Каспия через Волго-Донскую систему водных путей.