Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'24
85
10 223
II кв.'24
98
2 943
I кв.'24
82
7 995

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ЗПИФ Консорциум.ПервыйЯндекс
5 015
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 568,60  (-28,29%)
803,70  (-12,59%)
5 917,11  (+0,13%)
97 044,30  (+2 595,66%)
3 328,61  (+248,74%)
73,31  (+0,01%)
Источник Investfunds

Блокпакет в СП по выпуску Isuzu получит Sojitz

Как стало известно "Ъ", "Соллерс" Вадима Швецова может лишиться очередного иностранного партнера по СП — японского производителя грузовиков Isuzu. В этом году контроль в СП Ford Sollers уже перешел к Ford, российская компания прекратила сотрудничество с Toyota и Mitsui по сборке Toyota Land Cruiser Prado, а в СП с Mazda потеряла право на таможенные льготы.

На рынке полагают, что в целом бизнес-схема таких партнерств была прибыльна лишь в рамках соглашений о промсборке. Теперь же их срок действия истекает, и "Соллерс" вынужден концентрироваться на своем основном активе — УАЗе.

7 декабря 2015 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрила покупку японской торгово-промышленной корпорацией Sojitz Corp. 21% акций ЗАО "Соллерс-Исузу" — СП "Соллерс" и Isuzu по производству грузовиков. В результате сделки Sojitz, уже владевшая 5% в СП, нарастит долю до 26%. В ФАС "Ъ" пояснили, что Sojitz покупает акции у "Соллерса", доля которого станет ниже контрольной — 45%.

В "Соллерсе" отказались от комментариев, в Isuzu не смогли оперативно предоставить комментарий по сделке. Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, говорит, что "Соллерс" "в перспективе может полностью выйти из СП и отойти от развития бренда Isuzu в России, перестав заниматься и его дистрибуцией".

"Соллерс-Исузу" выпускает грузовики Isuzu на мощностях "Соллерса" в Ульяновске. По данным СПАРК на сентябрь 2014 года, в СП 66% принадлежало "Соллерсу", 29% — Isuzu Motors Limited и 5% — Sojitz Corp. В 2014 году выручка СП от продаж составила 3,67 млрд руб., чистая прибыль — 225 млн руб.

Данные Ассоциации европейского бизнеса не отражают всего объема продаж бренда Isuzu в РФ. В 2015 году СП, по собственным данным, планировало выпустить порядка 2,5 тыс. грузовиков, в российском представительстве Isuzu уверяют, что в итоге "от плана не очень сильно отклонились".

Прекращение сотрудничества Isuzu с "Соллерсом", по мнению участников рынка, ожидаемо. С 2012 года машины Isuzu выпускались на УАЗе в рамках соглашения о промсборке, компоненты для них ввозились с таможенными льготами (пошлины 0-5% против 15% без льгот).

Но это соглашение, подписанное по "старым" правилам (уровень локализации в 30%, объемы выпуска — не менее 25 тыс. автомобилей в год), по данным Минэкономики, истекло в феврале.

При этом в сентябре Isuzu в партнерстве с Itochu подписала меморандум о сотрудничестве с группой ГАЗ Олега Дерипаски. Согласно документу, Isuzu может рассмотреть возможность организации контрактной сборки своих моделей на мощностях Горьковского автозавода.

До конца года компании собирались определиться с "конкретными шагами в реализуемых проектах", отмечал глава группы ГАЗ Вадим Сорокин.

При этом за последний год структура бизнеса "Соллерса" в целом сильно поменялась. В апреле "Соллерс" потерял контроль в СП с Ford, при этом в перспективе и вовсе может выйти из него. В августе было прекращено соглашение о сотрудничестве с японскими Toyota и Mitsui по сборке Toyota Land Cruiser Prado.

В Toyota отмечали "экономическую нецелесообразность" проекта, а эксперты уже тогда считали, что другие сборочные СП "Соллерса" тоже в зоне риска. В октябре стало известно, что СП "Мазда-Соллерс" лишилось таможенных льгот, поскольку не локализовало производство до нужного уровня.

Комментарий
Источники "Ъ" в отрасли отмечают, что завершение "Соллерсом" и его партнерами проектов, связанных с промсборкой, сейчас логично: "На взгляд иностранных инвесторов, проекты СП, в особенности по правилам старой промсборки, являлись краткосрочными, несмотря на первоначальную идею привлечения производителя всерьез и надолго".

Наибольший эффект они имели "лишь в период действия таможенных льгот, а инвестировать дальше в хронически падающий рынок, особенно в сегменте коммерческого транспорта — довольно опрометчиво",— считают собеседники "Ъ".

Независимый эксперт Сергей Литвиненко замечает тенденцию к фокусировке "Соллерса" на основном бизнесе — УАЗе (например, там планируется запустить производство массовых автомобилей проекта "Кортеж"), при этом компания минимизирует свое вовлечение в совместные проекты.

Между тем последние действия японских производителей (например, реструктуризация бизнеса Honda и Mazda) говорят о том, что многие из них занимают консервативную и выжидательную позицию относительно инвестиций в российский рынок, считает господин Литвиненко.

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст