БКС завершил пилотную pre-IPO-сделку Acronis, в которой приняли участие около 150 инвесторов на общую сумму более $20 млн. Об этом рассказал “Коммерсанту” руководитель департамента продуктов западных первичных размещений «БКС Мир инвестиций» Сергей Шлюгер. Клиентам были предложены ноты на акции компании исходя из ее оценки в $2,1 млрд. Через месяц после закрытия сделки публично объявлен раунд финансирования на $250 млн с фондом CVC Capital Partners уже исходя из оценки в $2,5 млрд. До конца года БКС намерен провести еще четыре-пять подобных сделок, а в будущем выйти на одну сделку в месяц.
Тинькофф-банк также проводит пилотную сделку по pre-IPO. Руководитель управления по организации сделок на рынке капитала «Тинькофф Инвестиций» Антон Мальков отметил, что «банк активно развивает это направление», однако деталей не сообщил. По его словам, сделки pre-IPO доступны только квалифицированным премиальным инвесторам.
Среди уже предоставляющих услугу на рынке часто упоминают «Атон». Представитель компании подтвердил, что инструмент работает около трех лет. Он отметил, что инвестиции в этот класс активов пользуются значительным спросом, поскольку могут принести повышенную доходность, но такие продукты имеют длинный горизонт инвестирования. Аналогичную услугу предоставляет и «Ренессанс Капитал». По словам директора по инвестиционному консультированию Николая Шакарова, такие сделки предлагаются ограниченному кругу крупных клиентов с суммой инвестиций от $0,5 млн. Он отметил, что инвестиции в непубличные компании многие из них рассматривают как альтернативу инвестициям в собственный бизнес.
С ростом внимания частных лиц к фондовому рынку услугой интересуются многие другие брокеры. Руководитель управления поддержки и развития проектов «Финама» Константин Молчанов сообщил, что компания запустила услугу участия в pre-IPO в ноябре 2020 года. В Сбербанке сообщили, что планируют предоставить розничным инвесторам возможность покупки акций на стадиях pre-IPO. Банк планирует провести пилотный проект «в обозримом будущем» и считает, что ежегодно количество сделок может достигать 15–20 в год.
Вместе с тем участники рынка отмечают высокий порог входа (минимальная сумма $100 тыс.), а также ряд специфических рисков, присущих подобным инвестициям. В частности, говорит господин Мальков, компания может так и не выйти на IPO и инвестор имеет право продать бумаги только по истечении определенного периода. В Сбербанке среди рисков отмечают стандарты раскрытия информации ниже обычных при с IPO.
Как пояснил основатель «Фридом Финанса» Тимур Турлов, схема инвестирования в западные компании на этапе pre-IPO фактически предполагает продажу доли в цепочке фондов, которая сильно ограничивает и усложняет любое вторичное обращение. При этом одни и те же ценные бумаги могут у разных участников продаваться за разные деньги. Проблема и в том, отмечает он, что, пока компания не выйдет на IPO, возможности обменять одни имущественные права на другие у клиента не будет.
Стандартизированной мировой практикой структурирования подобных сделок является их проведение через так называемые фондовые структуры, зарегистрированные в таких юрисдикциях, как штат Делавэр, Кайманы, Британские Виргинские острова, Кипр и другие, отмечает Сергей Шлюгер. По его словам, БКС создает такую структуру и собирается предложить инвесторам сделки уже в ближайшее время как альтернативу выпуска структурных нот.