Burevestnik Group, как сообщил "Ъ" основатель и гендиректор компании Андрей Бойко, будет управлять яхтенным портом "Сочи Гранд Марина". В пресс-службе "Совкомфлота" (владелец объекта) подтвердили эту информацию. "Мы рассчитываем, что наша яхтенная гавань в Сочи превратится в центр притяжения всех любителей водно-моторного и парусного спорта",— передал заместитель гендиректора "Совкомфлота" Александр Куртынин.
Принадлежащий государству "Совкомфлот" владеет пассажирским портом в Сочи через "Новошип"; о реконструкции объекта и строительстве здесь марины было объявлено еще в 2010 году. Тогда стоимость проекта оценивалась в 18 млрд руб. (около $600 млн по тогдашнему курсу). Из общей суммы около 6 млрд руб.— это средства бюджета страны — пошли на строительство гидротехнических сооружений в открытом море и нового пассажирского терминала.
В "Совкомфлоте" говорят, что группа Burevestnik выбрана по итогам конкурса, где участвовали крупные международные операторы: IGY Marinas, Camper & Nicolson, D-Mari. В ближайший год в развитие объекта в Сочи компания намерена вложить более 100 млн руб., обещает господин Бойко. Эти средства пойдут на благоустройство причалов, сервисной инфраструктуры и коммерческой недвижимости — это около 5 тыс. кв. м без учета здания морского вокзала.
Сейчас "Сочи Гранд Марина" может принимать до 290 яхт, в том числе десять крупных судов размером до 140 м. К 2020 году Burevestnik Group намерена увеличить емкость до 360 мест. По данным базы "СПАРК-Интерфакс", за весь 2013 год выручка ООО "Морпорт Сочи", на балансе которого находится объект, составила 207,8 млн руб.
По словам директора "Роял яхт-клуба" Антона Долотина, компания, управляющая мариной, может получать вознаграждение в размере около 10% от оборота. Есть второй вариант, когда управляющая компания арендует марину у собственника и сдает места в субаренду. "Еще год назад эта схема в Сочи была выгодна,— продолжает эксперт,— но при текущей экономической ситуации она выглядит рискованно".
Строительство "Совкомфлотом" марины вызвало негативную реакцию со стороны "Базэла", рассказывали ранее "Ъ" источники, знакомые с ситуацией. Холдинг Олега Дерипаска согласился построить в Имеретинской бухте порт для перевозки грузов для нужд Олимпиады: в обмен бизнесмену разрешили после Игр создать здесь марину.
Общие затраты на порт составили 6 млрд руб. Стройка оказалось убыточной, так как обещанные Минтрансом и "Олимпстроем" объемы перевалки грузов так и не были поставлены, а из-за конкуренции с "Сочи Гранд Мариной" будущая стоянка для яхт не может покрыть убытки. У структуры "Базэла" даже возникли проблемы с кредитором стройки — ВЭБом, требовавшим через суд погасить 4,6 млрд руб.
По словам господина Бойко, Burevestnik ведет переговоры с "Базэлом" об управлении мариной в Имеретинке. "Но в этом случае нас интересует не акватория — порт плохо защищен от южной волны, а устройство волнозащиты требует значительных затрат,— поясняет бизнесмен.— Мы могли бы использовать береговую часть объекта "Базэла" для развития сервисной и ремонтной базы, а также для зимнего отстоя на берегу. В этом случае оба проекта не конкурировали бы, а отлично дополняли бы друг друга". В пресс-службе "Базэла" опровергают информацию о возможных переговорах.
Управляющий партнер Blackwood Константин Ковалев не исключает, что сейчас почти все инвесторы Олимпиады готовы отдать государству свои объекты, как это пытается сделать Сбербанк с трамплинами в Красной Поляне или структура "Реновы" Виктора Вексельберга с отелем в Имеретинке (инвестор намерен передать объект под Всероссийский детский центр). Но, уверен эксперт, если бы передачу марины государству также можно было бы аргументировать как социально важный проект, его владельцы непременно этим воспользовались бы.