"Норникель" продал 13,33% в компании, владеющей лицензией на золото-медное месторождение Быстринское (в Чите) за $100 млн консорциуму китайских инвесторов, говорится в сообщении компании. Ранее "Ведомостям" об этом рассказывали три источника, близкие к разным сторонам сделки.
Покупает пакет Highland Fund. Два источника знают, что организатором сделки с китайской стороны выступил китайский инвестфонд Hopu. Этот же фонд еще в 2014 г. подписал рамочное соглашение с "Металлоинвестом" о вхождении в капитал другого медного проекта – "Удокан", однако в июле 2015 г. сделка сорвалась.
Между "Норникелем" и Highland Fund заключено обязывающее соглашение, по которому сделка завершится после одобрения комиссией по иностранным инвестициям, отметил первый вице-президент "Норникеля" Павел Федоров. По его словам, переговоры по сделке велись 1,5 года.
Документы на комиссию по иностранным инвестициям пока не поданы, говорит Федоров, это вопрос ближайшего времени.
Таким образом, весь Быстринский проект с учетом китайских инвестиций оценен в $750 млн, а без китайских инвесторов – в $650 млн. Это примерно совпадает с суммой вложенных в проект средств со стороны "Норникеля", говорит собеседник, близкий к одной из сторон сделки.
Компания, владеющая лицензией на Быстринское месторождение, проведет допэмиссию, которую выкупит консорциум китайских инвесторов, знает источник, близкий к одной из сторон сделки.
Увеличения доли китайских инвесторов в Быстринском ГОКе пока не предполагается, отмечает собеседник, близкий к одной из китайских компаний, участвовавшей в сделке. "Сначала нужно закрыть эту", – подчеркивает он.
"Норникель» уже вложил в строительство Быстринского ГОКа $650 млн, говорил представитель компании в середине декабря. Тогда же совет директоров «Норникеля» утвердил бюджет на 2016 г. (145 млрд руб.), в котором 40 млрд руб., или $550 млн по текущему курсу, предполагалось потратить на Быстринский проект.
По плану Быстринский ГОК должен быть запущен в 2017 г., а к 2019 г. выйти на проектную мощность 65 800 т меди в год. Это позволит «Норникелю» диверсифицировать выручку, 43% которой сейчас приходится на никель. Доля меди – 23%.
"Данная инвестиция соответствует стратегии "Норникеля" в части снижения рисков проекта путем привлечения высококачественных партнеров с глубоким пониманием азиатских рынков и внешнего финансирования для его успешной реализации в условиях сложной внешней конъюнктуры», приводятся слова совладельца и президента компании Владимира Потанина в пресс-релизе.
Кроме китайских соинвесторов у "Норникеля" есть еще несколько способов профинансировать завершение строительства Быстринского ГОКа.
Компания рассматривает вариант – предложить акционерам опцион на выкуп доли в Быстринском проекте, передавал Bloomberg в середине декабря со ссылкой на гендиректора и крупнейшего совладельца компании Владимира Потанина.
Речь идет об «Интерросе» Потанина, а также об Александре Абрамове и Романе Абрамовиче. По словам бизнесмена, «Норникель» может продать до 50% в проекте.
Кроме того, совет директоров "Норникеля" уже одобрил кредитное соглашение с пулом китайских банков на 4,8 млрд юаней ($600 млн), говорит собеседник близкий к компании.
Активно искать соинвесторов в Быстринский проект «Норникель» начал в прошлом году. Компания попросила финансирование в ВЭБе и летом получила $874 млн. В мае «Норникель» договорился с ВТБ о кредите на $1 млрд, а также о возможности продать опцион на 25% в компании, но сделка до сих пор не состоялась.
Переговоры между «Металлоинвестом» и китайским инвестфондом Hopu о продаже последнему 10% в Удокане были приостановлены. Это произошло в начале июля этого года, рассказывал «Ведомостям» близкий к одной из сторон переговоров человек. «Сейчас не ведем», – подтверждал собеседник, близкий к другой стороне переговоров.
Удоканское месторождение меди – крупнейшее в России с запасами 25,7 млн т металла. Запасы Быстринского месторождения по категориям В + С1 + С2 меньше и оцениваются в 2,1 млн т меди, 7,6 млн унций золота, 34,1 млн унций серебра и 67 млн т магнетитового железа.
Руды Быстринского месторождения богаты не только медью, но и золотом и железом, а экономика Китая не падает, а лишь замедляется и ей все равно нужны ресурсы, продолжает эксперт, так что она считает сделку выгодной даже несмотря на то, что цены на медь с начала года упали на 26% до $4 665 за т.