Стороны уже договорились — санкции сделали «Роснефть» сговорчивее, считают аналитики. CNPC готова рассматривать вопрос о приобретении более 10% в ЗАО «Ванкорнефть» («дочка» «Роснефти»), сообщил представитель CNPC Чжан Синь.
Рамочное соглашение о покупке этой доли CNPC и «Роснефть» подписали 9 ноября на саммите АТЭС в Пекине. Чжан Синь пояснил, что CNPC таким образом согласилась купить весь объем акций, который «Роснефть» смогла предложить.
«Мы заинтересованы в расширении сотрудничества с “Роснефтью”, переходу от upstream [разведка и добыча] к upstream и downstream [переработка и сбыт], т. е. комплексному сотрудничеству», — сказал он. Пока у «Роснефти» и CNPC только один проект в России — СП по добыче нефти в Иркутской области «Восток-энерджи».
«Ванкорнефть» владеет Ванкорским месторождением в Восточной Сибири с запасами 500 млн т нефти и конденсата и 182 млрд куб. м газа. В январе — октябре на нем добыто 18,3 млн т. Компания также оператор Лодочного, Сузунского и Тагульского месторождений (добыча на них еще не ведется), которые входят в Ванкорский кластер. Его общие запасы — 850 млн т.
Аналитики Morgan Stanley оценивали весь проект в $11,6-14 млрд. То есть за 10% CNPC может заплатить $1,2-1,4 млрд. Одно из условий — расчеты в юанях, говорил президент Владимир Путин. CNPC также получит место в совете директоров.
Именно Путин в сентябре сообщил, что президент «Роснефти» Игорь Сечин предложил CNPC долю в «Ванкорнефти». «Мы в целом очень аккуратно подходим к допуску наших иностранных партнеров, но, конечно, для наших китайских друзей ограничений нет», — сказал президент.
До санкций переговоры «Роснефти» и CNPC о проектах в России шли сложнее для Китая. Еще осенью 2013 г. «Роснефть» сообщила о планах разрабатывать совместно с CNPC Среднеботуобинское месторождение в Восточной Сибири с запасами 134 млн т нефти и конденсата. Лицензией владеет «дочка» «Роснефти» «Таас-Юрях нефтегазодобыча», долю в которой могла получить китайская компания. Сделку планировалось закрыть до конца 2014 г. Но стороны так и не смогли договориться о цене.
«Мы провели оценку проекта, и расхождение по цене слишком велико. Пока не ясно, будем ли мы продолжать переговоры, но на этот раз [на саммите АТЭС] проект не обсуждался. Расхождение по ценам слишком большое», — сказал представитель китайской компании. Стороны еще могут договориться о сделке, так как «Роснефти» нужен соинвестор, считает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. За пять лет ее инвестиции в проекты в Восточной Сибири составят около 600 млрд руб.
Россия всегда настороженно относилась к вхождению китайских инвесторов в проекты, но западные санкции заставили сменить тон переговоров с ними, считает заместитель гендиректора Центра политической информации Алексей Панин.
У «Роснефти» падает добыча, а санкции закрыли ей (чистый долг — 1,77 трлн руб.) доступ на долгосрочный рынок заимствования. Компания рассчитывает на средства ФНБ. В случае ухудшения международной ситуации доля Китая в Ванкоре может увеличиться и до 25-30%, не исключает Панин.
Министр природы Сергей Донской сказал, что Китай проявляет интерес и к Арктике: «Роснефть» должна будет выбрать из стран, которые не имеют отношения к санкциям. По его словам, до конца года госкомпания представит план работы на шельфе Арктики без ExxonMobil.